Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Портал Администрации Президента Чувашии (доклад на Форуме Решения для Электронной России - декабрь 2001 года)

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://info.cap.ru/
Дмитрий Айратович Назипов,
начальник отдела информационного обеспечения
Администрации Президента Чувашской Республики
info@cap.ru


Администрация Президента Чувашской Республики включает функциональные подразделения, которые обеспечивают организационную, правовую, аналитическую, документационную и хозяйственную поддержку деятельности Президента и Правительства республики. В частности, Администрация координирует деятельность отраслевых министерств, а также муниципальных органов власти в части информационно-технологического обеспечения. Отдел информационного обеспечения отвечает за выработку и реализацию стратегии информатизации, эксплуатацию республиканских информационных систем (документооборот, электронная почта и пр.) и поддержание информационных ресурсов. Одной из основных задач отдела является хостинг, сопровождение и развитие официального Интернет-портала государственных органов Чувашской Республики www.cap.ru (синоним www.chuvashia.gov.ru).
Руководством республики задачи портала сформулированы следующим образом:
1) создание позитивного образа Чувашии и предоставление информации гостям республики, потенциальным деловым партнерам и инвесторам;
2) информирование населения республики о деятельности власти;
3) информационная поддержка СМИ (сайт стал мета-СМИ – СМИ для СМИ, до 60-70 % новостей республиканских СМИ черпается с сайта);
4) информационное обеспечение деятельности органов власти – универсальное средство информационного обмена, «точка встречи»;
5) создание ресурса о чувашском народе, его традиционной культуре, истории и месте в современном мире, поддержка диаспоры и соотечественников, проживающих за пределами республики.
Основанный ровно пять лет тому назад, в ноябре 1996 года, портал, вероятно, был одним из первых сайтов региональных органов власти. За это время портал прошел несколько серьезных реорганизаций и технологических перестроек. Первая версия сайта была разработана на UNIX FreeBSD. Для поддержания нескольких страниц этого было достаточно. Однако, бурный рост объема сайта и необходимость организации полнофункционального интерфейса с базами данных стали причиной перехода на новую платформу. В то романтическое время против всем известного монстра компьютерной индустрии боролась небольшая, но быстрорастущая фирма Netscape, и очередная версия сайта была сделана на Netscape Enterprise Server for NT. Однако, недостатки данной платформы стали очевидны по мере дальнейшего развития сайта: средства взаимодействия с базами данных были рудиментарны, быстродействие – недостаточно, а надежность – весьма невысокой. Сравнительное тестирование Microsoft Internet Information Server и Netscape Enterprise Server на задаче визуализации базы данных населения республики (около 1,5 млн. записей) показало существенное превосходство решений Microsoft. Поэтому три года тому назад был произведен перевод портала на технологию динамической генерации страниц Active Server Page. В настоящее время осуществляется очередная технологическая трансформация портала – на платформу Microsoft Windows 2000 и SQL Server 2000.
Хранение, навигацию и актуализацию информации портала обеспечивает программная интранет-система: весь процесс информационного наполнения и поддержания контента реализуется через наглядный и простой в использовании Web-интерфейс, а вся информация хранится в базах данных. Интерфейс с базами данных различной структуры обеспечивается универсальной инструментальной библиотекой, написанной на Java Script для платформы Active Server Page, которая настраивается на структуру данных с помощью метаинформации и поддерживает авторизацию и разграничение доступа к данным.
Библиотека поддерживает следующие основные возможности:
1) динамическая визуализация контента на главной странице портала (в стиле Digital Dashboard);
2) визуализация (поиск и просмотр) структурированных баз данных (разделы «Новости», «Персоналии» и пр.) с возможностью их модификации;
3) поддержка иерархических структур страниц (разделы «Портрет», «Общество» и пр.) с возможностью модификации контента;
4) управление баннерами.

Текущее поддержание портала с использованием интранет-системы не требует написания HTML-кода, поэтому в штате Администрации Президента Чувашии нет веб-мастера. Над информационным наполнением портала сейчас работают десятки специалистов из различных органов власти, зачастую обладающих только начальными навыками компьютерной грамотности. В рамках портала органам власти предоставляется бесплатная услуга хостинга их сайтов с арендой интранет-инструментов (разделы «Органы власти» и «Районы и города»). Например, информационное обновление сайтов районов республики выполняют работники администраций этих районов дистанционно, посредством коммуникационной сети. В настоящее время практически все республиканские министерства и муниципальные образования имеют свои сайты различной степени полноты и качества контента.
В общей сложности портал содержит десятки тысяч страниц. Наряду с оперативной информацией, размещаемой в режиме реального времени (лента новостей, календарь событий, ответы на вопросы граждан и пр.), на портале доступны и фундаментальные информационные ресурсы.
Так, в разделе «Наследие» на портале размещена всеобъемлющая электронная библиотека чувашской национальной литературы, каталог произведений изобразительного искусства из коллекции Чувашского художественного музея, собрание летописных упоминаний о чувашах, народный фольклор и прочая информация о культуре и истории чувашского народа. Более ста тысяч имен уроженцев Чувашии, погибших в войнах минувшего века доступны в разделе «Книга памяти». Раздел «Диаспора» содержит подробную информацию о чувашах, проживающих за пределами республики и служит средством объединения соотечественников и сохранения национальной идентичности.
Следует отметить и специальный проект портала – Чувашскую энциклопедию. Доступ к электронной версии энциклопедии был открыт летом этого года одновременно с выходом в свет этого фундаментального издания. Около 4000 статей с иллюстрациями создают исчерпывающе полную картину жизни республики и народа. Специальная поисковая система позволяет реализовать принципиально новые функции: наряду с обычным поиском по слову реализована и привязка к семантическому, тематическому и географическому классификаторам. Так, через веб-интерфейс можно выбрать деятелей культуры – уроженцев определенного района республики.
Новые задачи и перспективы перед сайтом открываются в связи с созданием Республиканской информационно-аналитической системы (РИАС) в рамках Программы реформирования системы управления общественными финансами. Целью Программы, реализуемой совместно с Минфином России на средства займа МБРР, является оздоровления региональных финансов путем выработки и проведения ответственной и эффективной бюджетной политики, повышения контроля и ответственности за расходованием бюджетных средств. Направления программы охватывают практически всю систему общественных финансов: стандартизацию бюджетных услуг и повышение их качества, развитие доходной базы республиканского и муниципальных бюджетов, межбюджетные отношения, совершенствование системы расходов на бюджетные услуги, разработку и внедрение казначейской системы исполнения бюджета.
РИАС является основным инструментом реализации Программы реформирования и представляет собой целостную технологическую, программную и информационную среду создания, хранения, анализа и распространения информации в области финансов, экономики и хозяйственной деятельности. Общая стоимость проекта – 2,5 млн. долларов, из которых к настоящему времени освоено почти 700 тыс. долларов.
В ходе реализации проекта РИАС предполагается полностью модернизировать всю информационную инфраструктуру органов власти Чувашской Республики: построить современную коммуникационную сеть, оснастить органы власти современными компьютерами (уже поставлено 400 компьютеров, всего же планируется - до 1000), объединенными в сетевые комплексы, разработать и внедрить единую программную систему, а также целостную систему защиты информации. В рамках РИАС создается единый Интранет-портал органов власти, посредством которого государственные и муниципальные служащие смогли бы получать персонифицированный доступ к информационным системам, автоматизирующим и повышающим эффективность их работы. Важнейшим результатом здесь также явилось бы упрощение и унификация обмена информацией между органами власти, предприятиями и гражданами, улучшение взаимодействия и информированности общества и власти. Через Интранет-портал государственные органы будут предоставлять открытые и стандартизированные услуги (сбор отчетности, выдача лицензий, коммерческие базы данных и каталоги, системы электронной коммерции). В настоящее время внедряются пилотные Интранет-системы по управлению государственными закупками, выдаче лицензий и регистрации собственности. Для реализации этого проекта на основе Microsoft ASP разрабатывается новая версия программной Интранет-библиотеки. Сложная схема данных (сотни SQL-таблиц с тысячами параметров) создается с помощью визуального конструктора и затем конвертируется в настроечные мета-файлы.
 Интранет-портал реализует функции просмотра данных, поиска и модификации, а также генерации отчетов. В завершение хотелось бы упомянуть общие проблемы «порталостроения» в органах власти и наметить возможные пути их решения.
Наш многолетний опыт поддержания и развития портала и изучение опыта других регионов России показывает, что основными типовыми проблемами на этом пути являются:
1) крайне ограниченный бюджет и, следовательно, недорогие и недостаточно производительные серверные платформы, медленные коммуникационные каналы, что становится причиной низкой скорости доступа к сайтам;
2) немногочисленный штат технических специалистов и проблемы с его комплектованием квалифицированными специалистами (дизайнерами и Web-программистами);
3) невысокий приоритет и недостаточное внимание руководства органов власти к задачам информационного обеспечения, в т.ч. сопровождению Интернет-портала.
В результате большинство сайтов региональных органов власти России находятся на низком технологическом и эстетическом уровне, а их информационное наполнение осуществляется весьма нерегулярно. Поэтому и востребованность, популярность их весьма невысока. В рейтинге Рамблера посещаемость, сопоставимую с посещаемостью сервера Администрации Президента Чувашии (в первой десятке-двадцатке категории «Администрации»), имеют всего пять-шесть регионов. Мы пытаемся решать данные проблемы на основе следующих основных организационных и технологических принципов:
1) необходимо разделение дизайна портала и контента, предоставление простых и удобных Интранет-инструментов создания контента. Это позволяет устранить критическую точку размещения информации - «тромб» в информационных потоках – вебмастера. Дизайн портала должен быть стабильным, удобным и функциональным;
2) вся общественно-значимая информация, создаваемая в органах власти, должна размещаться на портале. При этом необходимо привлечение к наполнению контентом профильных (не IT-) специалистов, создающих контент в рамках своих служебных обязанностей (пресс-служба, кадровая и организационная службы и пр.) на основе жесткого регламента. В Администрации Президента Чувашии практикуется ведение рейтинга информационного наполнения разделов с поощрением и наказанием ответственных за это направление сотрудников;
3) портал должен быть доступен во внутренней Интрасети органа власти всем сотрудникам. Он должен стать популярным и нормативно закрепленным основным средством распространения служебной информации (планы работ, программы мероприятий, новости и пр.), и степень популярности портала среди сотрудников органа власти является вопросом управленческой культуры.
По статистике посещений, более половины сотрудников Администрации Президента Чувашии ежедневно заходят на портал. Считаю, что на данном этапе в развитии порталов органов власти необходимо участие федеральной власти как в нормативно-правовой и медиа-поддержке (например, необходимо повышение приоритета задачи в глазах руководителей органов власти), так и в методическом и технологическом направлениях (стандартизация формата и структуры порталов, централизованная политика в области выделения и оплаты каналов Интернет и пр.). Со своей стороны, уверен, «продвинутые» в данной области государственные органы готовы участвовать в этой работе и поделиться своим опытом с другими органами власти, участвовать в распространении и внедрении готовых типовых программных Интранет-решений и стандартизации технологической платформы порталов.

 

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика