Об информировании граждан о преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме
Докладчик: Анисимов Михаил Владимирович – заместитель министра информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части достижения показателя «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее – Показатель), к 2018 году – не менее 70 процентов, в Чувашской Республике организована работа по повышению уровня информированности граждан о преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Проводится работа по поддержанию в актуальном состоянии информации по государственным и муниципальным услугам, предоставляемым на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – ЕПГУ), повышению уровня информационной открытости деятельности органов государственной власти Чувашской Республики.
Работа ведется в рамках реализации Плана мероприятий по достижению в Чувашской Республике значения показателя, установленного подпунктом «в» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (далее – План),утверждённого Протоколом заседания Комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления от 23 декабря 2015 года № 4.
В рамках выполнения мероприятий Плана увеличивается число обращений за государственными и муниципальными услугами в электронной форме через ЕПГУ в органы исполнительной власти Чувашкой Республики, органы местного самоуправления в Чувашской Республике.
Согласно официальной статистической информации, опубликованной Росстатом, значение Показателя в 2014 году составляло 51,6%, что выше планового Показателя на 16,6%, в 2015 году – 48,4% (выше планового Показателя на 8,4%) и в 2016 году – 69,0% (выше планового Показателя на 19,0%).
За январь–февраль 2017 года Показатель составил 38,8%. Значение Показателя является промежуточным, итоговое значение Показателя может быть рассчитано после получения данных по итогам 2017 года – в январе 2018 года.
По данным мониторинга Мининформполитики Чувашии в 2016 году с учётом всех информационных систем, используемых органами исполнительной власти Чувашской Республики и органами местного самоуправления («Электронная регистратура», «Медицинская информационная система «Статистика», «ЗАГС», «ИРБИС», «Катарсис», «Е-услуги. Образование») наибольшее количество услуг в электронной форме предоставили Минкультуры Чувашии – 37,3 тыс. услуг, что составляет 100,0 % от общего количества предоставленных услуг ведомством, Минюст Чувашии – 34,7 тыс. услуг (68,2%), Минздрав Чувашии – около 1,9 млн. услуг (51,4%) и администрация г. Чебоксары – около 10,6 тыс. услуг (47,7%).
Наибольшей популярность у жителей республики пользуются государственные услуги органов ЗАГС, записи в детский сад, записи на прием к врачу.
При предоставлении государственной услуги Минздрава Чувашии «Прием заявок (запись) на прием к врачу», интегрированной с информационной системой «Электронная регистратура», в 2016 году было оказано около 1,8 млн. услуг, что составляет 55,8% от общего количества предоставленных услуг.
В Чувашской Республике разработан План-график по информированию граждан о возможности получения услуг в электронном виде на ЕПГУ и популяризации электронной формы получения услуг (далее План–график).
В рамках выполнения мероприятий Плана–графика организовано информирование граждан о преимуществах получения услуг в электронной форме в общественных приемных, МФЦ, органах исполнительной власти Чувашской Республики, органах местного самоуправления.
В рамках выполнения мероприятий по информированию граждан о возможностях получения услуг в электронной форме выполнено следующее:
1. На официальных сайтах органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления размещены:
- разделы о преимуществах получения услуг в электронном виде в отличие от получения их традиционным образом;
- баннеры со ссылкой на реализованные электронные услуги, предоставляемые органом исполнительной власти Чувашской Республики и органом местного самоуправления;
- публикации новостных и иных материалов, посвященных реализованным электронным услугам.
2. Сотрудники, на которых возложены полномочия по предоставлению государственных и муниципальных услуг, оказывают консультацию и помощь заявителям в получении услуг в электронном виде, предоставляемых на ЕПГУ.
3. При проведении выездных совещаний и в местах взаимодействия с гражданами принимаются меры по информированию населения Чувашской Республики о преимуществах и порядке получения государственных услуг в электронном виде.
4. Регистрация на ЕПГУ граждан, поступающих на государственную и муниципальную службу, а также в подведомственные учреждения органов исполнительной власти Чувашской Республики.
5. Сотрудниками МФЦ на постоянной основе проводится разъяснительная работа с заявителями о предоставляемых государственных и муниципальных услугах, в том числе о возможности получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме через ЕПГУ.
В целях обеспечения широкого доступа граждан к ЕПГУ в Чувашской Республике организованы пункты подтверждения личности граждан на базе всех многофункциональных центров в муниципальных районах и городах, а также в центрах занятости населения Чувашской Республики. Подтвердить учетную запись после регистрации на ЕПГУ жители Чувашии могут сегодня также в отделениях Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии, регистрационно-экзаменационных отделениях Управления ГИБДД МВД по Чувашской Республике, в 11 отделах ЗАГС. В настоящее время прорабатывается вопрос обеспечения возможности подтверждения личности во всех отделах ЗАГС. Кроме того, активировать учетную запись на ЕПГУ можно, заказав письмо с кодом подтверждения по почте либо обратившись в головной офис ПАО «Ростелеком».
По данным Минкомсвязи России по состоянию на конец декабря 2016 года доля жителей республики, зарегистрированных на ЕПГУ, составляла более 35%, на 20 марта 2017 года – 37,9%.
Отдельное внимание при информировании граждан о преимуществах предоставления услуг в электронной форме стоит уделить работе со средствами массовой информации, в том числе в рамках выполнения государственного задания по теме «Развитие информационного общества, предоставление государственных и муниципальных услуг, внедрение универсальной электронной карты, геоинформационных технологий и навигационных систем ГЛОНАСС». За 2016 год по данной теме в СМИ вышло 1,1 тыс. материалов.
На 2017 год перед подведомственными СМИ поставлена четкая задача – активизировать популяризацию оказания услуг в электронном виде среди населения. В текущем году в подведомственных Мининформполитики Чувашии СМИ вышло более 120 материалов по данной теме.
Последние материалы в печатных и электронных СМИ были посвящены итогам ежегодного исследования Росстата о доле граждан, использующих электронные государственные услуги, по результатам которого Чувашская Республика в 2016 году заняла третье место по России. Кроме того, Мининформполитики Чувашии по данной теме был подготовлен комментарий министра Александра Иванова, который также растиражирован в СМИ.
Отметим, что материалы в ряде печатных СМИ выходят под специальными рубриками: «Госуслуги», «Электронные услуги», «Халăх валли патшалăх çăмăллăхĕсем», «Патшалăх пулăшăвĕ» и другими.
В конце января текущего года Мининформполитики Чувашии направило в СМИ видеоролики, изготовленные по заказу Минкомсвязи России, популяризирующие электронные услуги (как оформить водительское удостоверение, загранпаспорт, зарегистрировать автомобиль, проверить и оплатить штрафы ГИБДД, налоговые и судебные задолженности, записать ребенка в детский сад).
Согласие на размещение данной видеопродукции дали Национальное телевидение Чувашии (февраль-март – 336 трансляций), ГТРК «Чувашия» (региональный эфир телеканалов «Россия 1» и «Россия 24»), телеканал «Новая реальность» (транслировал до 28 февраля), Алатырская студия телевидения (трансляция по техническим причинам запланирована с 1 апреля)
Кроме того, в эфире Национального радио Чувашии с 19 января 2017 года ежедневно транслируется социальный ролик «ПФР-Электронные сервисы».
Мининформполитики Чувашии совместно с продюсерским центром «UMA» подготовлен видеоролик о преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде, который в ближайшее время будет транслироваться в эфире региональных телеканалов.
Указанная тема также поднималась в новостных сюжетах программы «Республика» на Национальном телевидении Чувашии (январь-март – 6 сюжетов), а также передачах Национального радио Чувашии: «Открытый диалог», «На весах Фемиды», «Тема дня», «Новости» («Хыпарсем») (январь-март – 9 сюжетов).