Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://info.cap.ru/
СОЗДАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА И ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ. ШАГ НА ПУТИ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ ЭЛЕКТРОННОЙ РОССИИ. (С.И. Сай – Руководитель Федеральной службы земельного кадастра России) Одним из важных шагов на пути построения в России информационного общества в соответствии с положениями подписанной президентом Российской Федерации 26 июля 2000 г. Окинавской «Хартии глобального информационного общества», является создание в государстве информационно-технической инфраструктуры, позволяющей организовать взаимодействие органов власти, граждан и бизнес-сообщества в сфере земельно-имущественных отношений. (СЛАЙД 1). Для России, создающей рыночную экономику с многоукладными формами собственности на землю, вопросы земли и недвижимого имущества, как важнейших составляющих национального богатства, затрагивают интересы всех без исключения слоев общества, его государственных и общественных институтов. Эти вопросы являются безусловно приоритетными как в плане социально-экономического развития страны, так и в плане формирования открытого гражданского общества. Указанное обстоятельство было еще раз подчеркнуто президентом России В.В. Путиным, который на заседании Госсовета 22 апреля 2002 г. выступил за скорейшее составление земельного кадастра страны. Глава государства заявил, что это задача федерального уровня, отметив, что «мы по-прежнему не имеем не только механизма эффективного использования земли, но и полной картины об объемах площадей и их качестве». Социально-экономическая значимость создания эффективно действующей системы земельного кадастра была убедительно показана известным перуанским экономистом Фернандо де Сото. В 2001 г. в своей работе «Почему капитализм работает на Западе и нигде больше?» он, проведя анализ проблемы бедности с точки зрения тенденций мирового развития, отметил, что несмотря на то, что страны третьего мира имеют доступ ко всем современным технологиями, они, как правило, не становятся богаче. Одной из причин бедности является отсутствие у стран третьего мира возможности мобилизовать имеющиеся у всех слоев населения ресурсы и, использовать возможности кредитно-денежной системы для создания нового богатства. Как показывает опыт развитых стран, инструментом для мобилизации такой возможности служит система государственного земельного кадастра, действующая совместно с системой государственной регистрации прав на земельные участки и связанные с ними улучшения (объекты недвижимого имущества). Такая система обеспечивает: правообладателей гарантиями прав на имущество; систему налогообложения - актуальными сведениями об объектах налогообложения; рынок недвижимости = открытой и достоверной информацией о земельных участках и связанных с ними улучшениях; систему органов государственного и муниципального управления - информацией для формирования и проведения государственной политики в сфере земли и недвижимости, а также планирования и развития территорий. Государственный земельный кадастр, благодаря своим функциям является информационной инфраструктурной государства, основой для привлечения финансовых средств в экономику. Как показывает мировой опыт, отсутствие такой системы заметно осложняет процессы развития страны.. Правительство Российской Федерации, начиная с середины 90-х годов прошлого столетия предпринимает последовательные действия в указанном направлении. В период 1996-2001 г.г. была реализована федеральная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра» (АС ГЗК). На 2002-2007 годы принята новая федеральная целевая программа, предусматривающая дальнейшее развитие указанной системы в плане создания на ее основе единой государственной системы учета объектов недвижимого имущества всех видов, включая земельные участки, здания и сооружения, участки лесного фонда (леса), обособленные водные объекты, многолетние насаждения, участки недр (АС ГЗКиУН). АС ГЗКиУН и ее роль в переходе к информационному обществу Целью государственной политики в сфере земли и иной недвижимости согласно принятой Правительством Российской Федерации Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002–2004), является существенное расширение правовых основ для развития рынка земля и недвижимости, обеспечение условий для эффективного использования земельных участков и иных объектов недвижимости всех форм собственности, и, в частности, создание государственного земельного кадастра как единой системы государственного учета недвижимости на основе автоматизированных технологий и обеспечение публичности его сведений (СЛАЙД 2). В повестку дня ставится задача создания таких информационных технологий АС ГЗКиУН, которые могли бы реализовать принципиально новую модель взаимодействия государственных органов, граждан и бизнес-сообщества в условиях перехода к информационному обществу. Эти модели и реализующие их технологии должны учитывать содержание и динамику общественных информационных потребностей, возможные модели государственных информационных сервисов и быть адекватными задачам создания "электронного правительства". Отдача от внедрения указанных технологий в системе АС ГЗКиУН должна быть ощутима как для органов власти и управления, так и для каждого гражданина и бизнес-сообщества в целом. Информационные сервисы, реализуемые в системе АС ГЗКиУН должны сделать действия государственных учреждений в области формирования, государственного учета, государственной кадастровой оценки, налогообложения, государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ними открытыми и доступными для граждан и юридических лиц, создать основу для обеспечения потребностей и защиты их прав без волокиты и мздоимства. Развитие информационных технологий в АС ГЗКиУН. АС ГЗКиУН формируется в виде целостной технологической, программной и информационной среды для формирования, обработки, хранения, и распространения информации в области государственного учета земельных участков и связанных с ними объектов недвижимого имущества в интересах органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и граждан Создаваемая система принципиально строится на основе интеграции распределенных информационных баз данных с помощью современных информационно-коммуникационных технологий. То есть, речь идет не об организационном объединении структур, слиянии служб и территориальных органов учета различной ведомственной принадлежности, передаче баз данных и тому подобных мероприятиях, а именно об информационно-коммуникационном взаимодействии. При этом, должно обеспечиваться строгое соблюдение прав собственности на информационные ресурсы, а также единых для любых субъектов Российской Федерации правил взаимного электронного обмена и доступа к сведениям, регламентации работы органов государственного учета земельных участков и других объектов недвижимого имущества. Базисом для формирования информационных ресурсов системы служит механизм государственного кадастрового учета, с помощью которого по единым на всей территории России правилам и технологиям осуществляется идентификация и индивидуализация земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества путем присвоения им уникальных кадастровых номеров (СЛАЙД 3). Организационно развертывание системы осуществляется на основе созданной в Российской Федерации к концу 2001 года национальной информационно-технической инфраструктуры государственного земельного кадастра. (СЛАЙД 4). При создании подобной крупномасшабной интеграционной схемы электронного взаимодействия особое внимание уделяется средствам информационной безопасности и защиты системы от несанкционированного доступа и возможных угроз по отношению к информационным базам ЕГРЗ, представляющим элемент национального достояния России. Разрабатываемые технические решения предусматривают формирование многоуровневой комплексной системы защиты корпоративной сети Росземкадастра (СЛАЙД 5). Технологический комплекс для создания единого информационно-коммуникационного пространства предполагается создать на основе абонентской компьютерной сети (АКС) Росземкадастра и транспортных информационных сред общего назначения для обмена открытой информацией. Для информации закрытого характера будут в установленном порядке использоваться специальные государственные информационно-телекоммуникационные системы. Реализация функций АС ГЗКиУН в структуре информационного общества. Исходя из целей построения в России информационного общества, при разработке системы АС ГЗКиУН планируется создать комплекс информационно-коммуникационных технологий, включающий три основные группы (СЛАЙД 6): - технологии информационно-коммуникационного взаимодействия органов власти с органами власти и управления - G2G (government to government); - технологии информационого взаимодействия органов власти и бизнес-сообщества - G2B (government to business); - технологии информационого взаимодействия органов власти и граждан - G2C (government to citizens); В качестве инструмента реализации указанных технологий разрабатывается система информационных порталов, развертываемых в структуре территориальных органов Росземкадастра на федеральном уровне, уровне федеральных округов и уровне субъектов Российской Федерации. Портал Росземкадастра представляет собой автоматизированную информационную систему, обеспечивающую пользователям авторизованный персонифицированный доступ к внутренним и внешним информационным ресурсам и приложениям АС ГЗКиУН с соблюдением необходимых правил информационной безопасности. (СЛАЙД 7). Для пользователей АС ГЗКиУН портал обеспечивает оперативное предоставление справочной информации государственным органам власти и управления, ведение, публикацию и рассылку нормативной правовой и справочной информации, предоставление возможности гражданам и юридическим лицам по удаленному взаимодействию с Росземкадастром и его территориальными органами, консолидацию информации из распределенных информационных источников. (СЛАЙД 8). Принципиальной особенностью информационного портала Росземкадастра является наличие в нем серверов геоданных о землях и границах, поставленных на учет земельных участках, территориальных зонах, данных государственной кадастровой оценки, мониторинга земель и т.д. (СЛАЙД 9). С помощью средств серсера геоданных обеспечивается накопление в системе систематизированных данных государственного мониторинга земель (СЛАЙД 10). Применение технологий класса G2G планируется осуществить для представления органам государственной власти и управления сведений, полученных в результате государственного кадастрового учета, государственной кадастровой оценки, государственного мониторинга земель и государственного контроля за использованием и охраной земель (СЛАЙД 11). При этом реализован электронный доступ и обмен сведениями между органами, осуществляющими формирование объектов недвижимости, государственный кадастровый учет, государственную кадастровую оценку, государственную регистрацию прав и налоговыми органами. (СЛАЙД 12 и СЛАЙД 13). При создании технологий G2G планируется отработать схемы по переходу на безбумажный и дистанционный документооборот в вышеперечисленных видах обязательного информационного взаимодействия. При этом важно создать базовые модели бизнес-процессов, реализуемых в государственных учетных органах с тем, чтобы обеспечить эффективное функционирование этих органов как на вертикальных, так и на горизонтальных уровнях интеграции. В формируемом классе информационных технологий должна быть заложена инвариантность к возможным изменениям организационной структуры госорганов (возникновение, слияние, исчезновение ведомств) с целью сохранения для общества накопленных ими знаний и информационных ресурсов. Для формирования информационных потоков применительно к вертикально-организованной иерархической структуре органов государственного управления будут создаваться базы мета-данных, содержащие данные о наличии сведений государственного кадастрового учета, оценки и мониторинга земель для их последующей интеграции и организации ведомственного и межведомственного взаимодействия. Разработку технологий G2B&G2C планируется осуществить прежде всего исходя из поставленных задач дебюрократизации российской экономики и приближении власти к своим гражданам и бизнес сообществу. Основными задачами, реализуемыми в рамках данного направления, являются (СЛАЙД 14).: -предоставление бизнес-сообществу и гражданам сведений о поставленных на государственный кадастровый учет земельных участках и связанных с ними объектах недвижимого имущества, их правовом режиме (зарегистрированных правах, органичениях и обременениях), данных о кадастровой стоимости и налогооблагаемой базе, данных государственного мониторинга земель (СЛАЙД 15); -обеспечение доступа к открытым информационным ресурсам АС ГЗКиУН, нормативным правовым, техническим, инструктивным и другим документам; -оказание консультативной поддержки; -дистанционное обучение и доступ к базам знаний. -расширение правового поля использования электронных форм информации наряду с другими видами носителей. При разработке этой группы технологий в системе АС ГЗКиУН планируется содействовать развитию публичной инфраструктуры доступа для предприятий, организаций и граждан к телекоммуникационным сетям, общедоступным электронным библиотекам документов и базам данных Росземкадастра. Кроме того, создаваемые средства телекоммуникационного доступа предполагается нацелить на обеспечение гласности и открытости при разработке регулирующих норм по предмету деятельности Росземкадастра с широким привлечением общественности и бизнес-сообщества к подготовке проектов нормативных актов и их обсуждению; Важнейшей задачей является развитие и массовое внедрение в системе Росземкадастра средств дистанционного обучения на основе современных Интернет/Интранет технологий (СЛАЙД 16). Цель дистанционного обучения – предоставить в возможно короткий срок многочисленному кадровому корпусу сотрудников органов государственного учета и регистрации, местных организаций, заинтересованных организаций и граждан возможность пройти интенсивное качественное обучение или переподготовку, не выезжая за пределы мест проживания и/или работы. Очень важна социальная компонента развития этой группы технологий, поскольку из-за отсутствия средств сегодня многие вынуждены отказываться от обучения в признанных научных центрах страны. Таким образом, отработанные организационно-технические схемы дистанционного обучения будут работать на повышение общего интеллектуального уровня, прежде всего в провинции и сделать подготовку специалистов в данной области равнодоступной для всех жителей России. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что создаваемая Росземкадастром автоматизированная система государственного учета объектов недвижимого имущества на основе государственного земельного кадастра при условии ее интеграции в единое информационно-коммуникационное пространство России явится важным составным элементом формируемой информационной инфраструктуры «Электронной России» и послужит реальному становлению «Электронного Правительства» в Российской Федерации.