Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://info.cap.ru/
Доклад. РВЦ ГНИВЦ МНС РФ в ЧР. Зам. директора Данина Т.М. Информационные системы в налоговых и финансовых органах Уважаемые участники Совещания! Рис. 1 Вашему вниманию предлагается сообщение на тему «Информационные системы в налоговых и финансовых органах». Рис. 2 Мы представляем здесь Региональный вычислительный центр Главного научно-исследовательского вычислительного центра Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. Руководит центром к.э.н., заслуженный экономист России – Нестеров Валерий Владимирович. Рис. 3 Более чем двадцатилетний период функционирования на рынке информационных технологий определил несколько направлений деятельности нашей организации. Это: Рис. 4 1) разработка программного обеспечения; 2) внедрение ПО; 3) сопровождение ПО; 4) научные исследования и методические разработки; 5) обучение персонала организаций – пользователей ПО. Рис. 5 В структуру РВЦ входят производственные подразделения, работающие с различными органами финансовой системы. Рис. 6 Результатом многолетней работы РВЦ является создание системы программных комплексов, обеспечивающих эффективное функционирование органов финансовой системы. Рис. 7 Основными пользователями программных продуктов РВЦ являются инспекции МНС, региональные и местные финансовые органы, казначейства, контрольно-ревизионные управления, другие бюджетные учреждения. Рис. 8 Созданные пакеты прикладных программ прошли ведомственную сертификацию, приняты в фонды алгоритмов и программ МНС России и Минфина России. Рис. 9 В организации сложилась эффективная система создания и модернизации программного обеспечения, что имеет важное значение в условиях часто меняющегося законодательства, т.к. позволяет своевременно обеспечивать пользователей актуализированными версиями программного обеспечения. Рис. 10 Основными комплексами, разработанными в РВЦ, являются: Рис. 11 1. Комплекс программ «Автоматизированное рабочее место работника бюджетного финансирования регионального и местного уровня» АРМ "Бюджет" и «Бюджет - КС». Комплекс предназначен для автоматизации процессов прогнозирования, составления, свода, исполнения и анализа исполнения бюджетов регионального и местного уровней. Имеются версии программы по технологии «файл-сервер» и «клиент-сервер» [MS SQL Server 7.0]. Рис. 12 2. Казначейское исполнение доходов и расходов федерального бюджета на региональном и местном уровнях («Центр – Ф» и «Центр - КС»). Программные комплексы предназначены для учета поступления платежей в бюджет и финансирования расходов федерального бюджета. Также имеются версии программы по технологии «файл-сервер» и «клиент-сервер» [MS SQL Server 7.0]. 3. АРМ работника налоговой инспекции (RNAL). Комплекс является полностью соответствующим потребностям местной налоговой инспекции по учету и налогообложению юридических лиц. Рис. 13 4. Единый комплекс программ по налогообложению юридических и физических лиц "Работник налоговой инспекции" (RNAL-N). Программа разработана по заказу МНС России и в дальнейшем предназначена для замены всех комплексов по технологии файл-сервер, эксплуатируемых в настоящее время в местных налоговых инспекциях страны. Комплекс спроектирован по функциональному принципу с учетом новой структуры налоговых инспекций. Рис. 14 5. Комплексная система автоматизации налоговых инспекций по налогообложению юридических и физических лиц (RNAL-2). Пакет RNAL-2, разработанный на основе технологии «клиент-сервер» (MS SQL Server 7.0), является интегрированным - в его состав входят функции налогообложения как юридических, так и физических лиц. Рис. 15, 16 6. Семейство пакетов «Налогоплательщик», разрабатываемых в РВЦ, предназначено для автоматизации процесса подготовки и передачи данных налоговой отчетности налогоплательщиком в налоговые органы. Ведется работа по развитию информационного взаимодействия между ИМНС и налогоплательщиками с использованием технологии Интернет. Это обеспечит: • Предоставление услуг удаленным налогоплательщикам по заполнению и передаче налоговой отчетности в налоговые органы • Повышение своевременности, полноты и достоверности данных налоговой отчетности, предоставляемых налогоплательщиками в налоговые органы • Обеспечение полной и своевременной информированности налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства • Оперативное предоставление налогоплательщику новых версий справочников и форм налоговой отчетности. Рис. 17, 18 7. Комплекс «Дело – кадры - Смета» предназначен для автоматизации делопроизводства, бухгалтерского учета и учета кадров. Реализован в технологии «клиент - сервер». Комплекс обеспечивает: Ш Учет особенностей деятельности управлений и инспекций МНС России Ш Преемственность с DOCовскими разработками Ш Единая справочная система Ш Определение доступа пользователя только к своим функциям Ш Мощный блок настройки документов Ш Универсальный генератор отчетов с возможностью создания любых отчетных документов Ш и многое другое. Рис. 19 8. Программа «Бухгалтерский учет исполнения сметы расходов». Комплекс программ "Бухгалтерский учет исполнения сметы расходов" (краткое название - BU) предназначен для ведения бухгалтерского учета исполнения сметы расходов в любых бюджетных организациях. Задача совместима на уровне общих баз данных с комплексом программ "Кадры". 9. Комплекс программ "Кадры" (краткое название - KADR) предназначен для автоматизации основных процессов деятельности отдела кадров или работников, ответственных за работу с кадрами, по их учету и управлению на местном и региональном уровнях. 10. Программа «Автоматизированное ведение делопроизводства» предназначена для автоматизации делопроизводства в различных подразделениях бюджетных организаций для решения задач по учету, созданию, систематизации, анализу и контролю исполнения входящей и исходящей информации - писем, заявлений, служебных документов и жалоб. 11. Комплекс программ "Автоматизированное рабочее место работника КРУ" предназначен для автоматизации деятельности контрольно-ревизионного управления по обеспечению учета результатов ревизий и проверок с последующим формированием отчетности по ним. Рис. 20 В настоящее время проводится исследование интеграции информации из всех программ РВЦ в общую комплексную систему автоматизации всего региона. Основа концепции – автоматизированный финансово-экономический анализ и прогноз, выходящий на уровень рабочих мест руководителей высшего управленческого звена. Одним из результатов данной работы стала представляемая на совещании программа «РИАС-КС». Рис. 21 Результатом работы в этом направлении стало внедрение АРМ Руководителя городской/районной администрации и АРМ Руководителя сельской администрации Рис. 23 Все программные комплексы РВЦ модернизируются на основе использования новых технологий обработки и передачи данных. Рис. 24 Программные продукты Регионального центра получили широкое распространение. Более полутора тысяч инспекций МНС России используют программные комплексы РВЦ. В 42 регионах все инспекции МНС России работают на пакетах серии «RNAL». Рис. 25 Территориальные финансовые органы 80 регионов работают на программных комплексах, разработанных РВЦ. Общение с многочисленной аудиторией пользователей, работа с различными ведомствами и органами власти разных уровней определили новые аспекты нашей деятельности. К ним относятся: · информационное взаимодействие государственных органов · научное и методическое обеспечение разработки прикладных программных продуктов · подготовка и переподготовка кадров Взаимодействие Рис. 26 Опыт создания, внедрения и сопровождения программного обеспечения для организаций различных ведомств определил необходимость активного участия Регионального вычислительного центра в решении вопросов информатизационного взаимодействия между различными государственными органами. В связи с этим, при проектировании и разработке программ специалисты РВЦ уделяют особое внимание программной реализации функций, обеспечивающих автоматизированное взаимодействие различных ведомств. РВЦ имеет опыт автоматизации процессов информационного взаимодействия, как между организациями определенных ведомств, так и между организациями различной ведомственной принадлежности. Создание технического и программного обеспечения взаимодействия различных государственных органов мы рассматриваем как одно из перспективных направлений своей деятельности. Рис. 27, 28 Внедрение системы обмена предполагает создание и утверждение официальных межведомственных документов, определяющих законность, состав и регламент предоставления различных категорий информации для определенных организаций. К основным организационным мероприятиям по информационному взаимодействию между ведомствами относятся: 1. формирование перечня ведомств и имеющихся в них сведений, необходимых для полноценного информационного взаимодействия 2. разработка и подписание официальных двух- и многосторонних документов – Договоров, Соглашений, Порядков или Протоколов. В целом решение задачи взаимодействия органов финансовой системы направлено на обеспечение доходной части бюджета и контроля за исполнением бюджета. С другой стороны, комплексное решение этой задачи позволит создать глобальную – в масштабах всей страны – государственную систему обмена информацией, функционирующей на основе единого экономического, управленческого и аналитического документооборота. Технически такая система должна использовать новейшие средства телекоммуникаций с защитой данных от несанкционированного доступа к ним и программные комплексы компьютерной обработки информации - системы управления большими распределенными базами данных, а также специализированные прикладные программные пакеты. Для полного функционирования процессов информационного взаимодействия необходимо решение ряда чисто технических проблем, таких как: § доведение физических линий связи до современного уровня; § устранение диспропорций в уровне технического и программного оснащения различных государственных органов; § обеспечение связи различных операционных платформ и систем управления базами данных, функционирующих на объектах; § необходимость обеспечения защиты конфиденциальной информации на физическом уровне, т.е. на линиях связи и узлах сети, и на логическом уровне, разделение доступа к информации со стороны различных групп пользователей; § разработка прикладного программного обеспечения, специально предназначенного для автоматизации процессов взаимодействия и встраивание его в программные комплексы, эксплуатируемые в информационных системах государственных ведомств. Рис. 29 Как известно, Федеральная целевая Программа «Электронная Россия» в числе основных мероприятий предусматривает: 1. Проведение информатизации органов государственной власти и местного самоуправления. А также 2. Проведение информатизации организаций бюджетного сектора. Рис. 30 Одним из направлений реализации Программы является информатизация государственного управления с целью повышения эффективности работы государственных и муниципальных органов власти. Рис. 31 Основным условием достижения названной цели, на наш взгляд, является обеспечение государственных органов соответствующей информацией, т.е. создание информационной системы поддержки принятия решений. Только в этом случае можно рассчитывать на адекватность принимаемых решений имеющимся условиям и поставленным задачам. Рис. 31а Создание информационной системы поддержки принятия управленческих решений требует научно-методического обеспечения сбора, обработки, агрегирования и представления информации индикативного характера лицам, принимающим решения. Следующий принцип реализации данного направления Программы: «акцент на регионы». Поскольку региональные и местные органы должны стать основой структуры «электронного правительства», важное значение приобретают вопросы методики формирования массивов информации для передачи по вертикали и горизонтали. Как известно, огромные объемы информации приводят к парадоксу «информационного взрыва», т.е. нужной информации становится мало потому, что ее … слишком много». (Семенюк Э.П. Информатика: достижения, перспективы, возможности. – М.: Наука, 1988. – с.30) Рис. 32 Реализация Программы «Электронная Россия» требует активизации прикладных научных исследований в отраслях. Состояние развития отраслевых исследований косвенно характеризует показатель удельного веса расходов министерств на научные исследования. Как видно из представленных данных, он очень низок в большинстве ведомств. Рис. 33 Анализ основных положений Федеральной целевой Программы «Электронная Россия» показал, что в их реализации могут быть использованы опыт и программные продукты РВЦ. Рис. 34 Оценка эффективности программного обеспечения для органов финансовой системы показала, что она в значительной степени определяется уровнем их научного и методического обеспечения. Реализация Программы «Электронная Россия» требует, на наш взгляд, научно-методического обеспечения значительного круга вопросов, в том числе для разработки прикладных программных продуктов. Рис. 35 Можно обеспечить повышение эффективности государственных расходов в сфере информатизации за счет: - оптимального уровня централизации разработок программного обеспечения и последующего тиражирования а также - участия организаций, имеющих опыт разработки программного обеспечения для государственных органов Необходимо развитие научного и методического обеспечения разработки прикладных программных продуктов за счет: - финансирования прикладных научных исследований ведомствами и регионами и - государственного финансирования научных исследований и методических разработок для ФЦП «Электронная Россия» Рис. 36 Учитывая тесную связь качества программного обеспечения с научными разработками в РВЦ сформирован отдел научных исследований, основными направлениями его работы являются: Ш выполнение прикладных научных исследований Ш участие в методическом и информационном обеспечении постановки задач при разработке специализированных пакетов прикладных программ Ш подготовка учебников, учебных пособий и методических разработок Рис. 37 На базе РВЦ открыта кафедра Чувашского государственного университета «Информатизация бюджетной системы». Кафедра является выпускающей и проводит очное обучение студентов по новой современной специальности – «Прикладная информатика (в экономике)». Рис. 38 Внедрение информационных технологий предполагает переобучение персонала новым методам работы в компьютеризированной среде. Мировой опыт использования ИТ показывает, что максимальная эффективность достигается в том случае, если компьютер становится абсолютно необходимой частью деятельности организации. Преимущество ИТ перед обычными технологиями обработки данных (ручными) может оценить только работник, свободно владеющий не только простейшими навыками взаимодействия с компьютером. Сотрудник должен быть хорошо обучен работе со специализированным программным продуктом, ориентированным непосредственно на автоматизацию его повседневного труда. Программные пакеты для финансовой системы достаточно сложны и многофункциональны, но не предполагают полного автоматического решения всех задач - в основном полностью автоматизируются формально алгоритмизируемые процессы - финансовые расчеты, математические методы статистического анализа и прогнозирования. Многие решения должен принимать сам сотрудник, например, выбрать методы анализа, конкретные параметры настроек для автоматических расчетов. Многообразие функций, решаемых прикладными пакетами, делает необходимым разработку достаточно сложных интерфейсных средств взаимодействия пользователя с компьютером. Все это предполагает необходимость серьезного и достаточно длительного процесса обучения сотрудников конкретным прикладным программным пакетам. Поэтому с 1993 года РВЦ занимается переподготовкой специалистов финансовой системы России. Для организации обучения оборудованы и технически оснащены 2 учебных класса. В РВЦ создан учебно-информационный центр. Занятия в классах проводятся в основном квалифицированными программистами, с привлечением конкретных разработчиков прикладных программ. За годы работы учебного центра в нем прошли повышение квалификации около тысячи специалистов из многих регионов Российской Федерации. После окончания курсов многие работники поддерживают тесные связи с преподавателями и разработчиками РВЦ по телефону и электронной почте, получают требуемые практические рекомендации по работе на местах. Рис. 39 В учебном центре ведется постоянная работа по совершенствованию процесса обучения, активно используются системы и программные продукты по автоматизированному обучению, совершенствуется лекционный материал и тематические программы, учитываются все пожелания слушателей. В целях подготовки специалистов, которые будут иметь практические навыки использования достижений информационных технологий, разрабатываются учебно-методические материалы для Финансовой Академии при Правительстве РФ, Академии бюджета и казначейства МФ РФ, Всероссийской государственной налоговой Академии МНС РФ; установлены тесные связи с Чувашским государственным университетом, Казанским Финансово-экономическим институтом и Канашским финансово-экономическим колледжем. Рис. 40 Большие перспективы имеет направление использования технологии Internet для интерактивного обучения сотрудников финансовых учреждений и оказания им оперативной помощи при работе с прикладным и системным программным обеспечением. На сайте РВЦ имеются специальные разделы для обеспечения получения консультаций по Интернету. Рис. 41 Дополнительную информацию об организации можно получить по указанным координатам. Благодарю за внимание.