Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://info.cap.ru/
Роль статистики в информационном обществе ТЕЗИСЫ выступления на Всероссийском совещании «Электронное Правительство для «Электронной России» (25-26 апреля 2002г, Чебоксары) Человечество вступает в новый этап своего развития - информационное общество. Его отличительной чертой является главенствующее значение информации для экономического и социального прогресса. Другими словами, речь идет об интеллектуализации экономики, об экономике базирующейся на знаниях. 1. Правительства и общественность большинства стран мира, международные организации все более осознают, как важно иметь качественную информацию по широкому кругу вопросов, позволяющую обеспечить рациональное прогнозирование и управление экономическими и социальными процессами, служащую основой для принятия научно обоснованных решений по многообразным и сложным проблемам общественного развития. Международным сообществом в лице ООН признано, что официальная статистическая информация является необходимой основой для развития в экономической, демографической, социальной и экологической областях, взаимного понимания и торговли между государствами и народами, и способствует укреплению основополагающих ценностей и принципов, лежащих в основе любого демократического общества. Поэтому большинство государств мира и международных организаций принимают целенаправленные усилия на развитие и совершенствование официальной статистической деятельности, служащей интересам государства, бизнеса и общества в целом. 2. Российская государственная статистика, как важнейший инструмент государственной власти и управления, имеет многовековую историю. На всем протяжении своего развития ее место определялось, прежде всего, состоянием общества и государства, их социально-экономическими потребностями и способами управления экономикой. За последние 10 лет в Российской Федерации удалось сформировать практически новую статистику, адекватную социально-экономическому состоянию общества, находящегося на переходном этапе к рыночным отношениям, и соответствующую Основным принципам официальной статистики, одобренным статистической комиссией ООН. Статистические данные по Российской Федерации официально используются статистическими службами международных организаций, что является признанием их соответствия принятым международным статистическим стандартам, подтверждением их полноты и объективности, свидетельством выполнения Российской Федерацией взятых обязательств по международному информационному обмену. 3. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 71), официальный статистический учет отнесен к исключительному ведению Российской Федерации. Правительство Российской Федерации возложило на Госкомстат России функции по осуществлению межотраслевой координации и функциональному регулирования в сфере государственной статистики. Комитет обеспечивает официальной статистической информацией органы государственной власти, средства массовой информации, научную общественность, коммерческие структуры, население, международные организации. Межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистической деятельности Госкомстат России осуществляет на основе ежегодно утверждаемой Правительством Федеральной программы статистических работ, являющейся перечнем мероприятий в области официальной статистики, как Госкомстата России, так и других органов государственной власти. Это обеспечивает создание единого взаимоувязанного информационного статистического ресурса на федеральном уровне, позволяет ежемесячно оперативно формировать комплексную информацию по важнейшим показателям социально-экономического положения страны, обеспечивать статистическую базу для разработки проектов бюджетов и прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов. При составлении Программы учтены международные информационные обязательства Российской Федерации. Выполнение Программы осуществляется с учетом обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере государственной статистики на всех этапах сбора, обработки, хранения и передачи статистических данных. Приоритетными в формировании статистической информационной базы в 2002 году являются выполняемые органами государственной статистики совместно с органами государственной власти и местного самоуправления общенациональные статистические работы, к числу которых относится комплекс подготовительных работ и проведение Всероссийской переписи населения 2002 года. Всероссийская перепись населения 2002 года - самая крупномасштабная статистическая работа, охватывающая свыше 140 миллионов человек, предполагающая участие в ее организации и проведении более 20 федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. В результате переписи будет создан гигантский информационный ресурс, который позволит отследить ведущие демографические и социально-экономические тенденции развития общества, принять стратегические решения. В ближайшие три-четыре года должен быть завершен, в основном, переход на систему национальных счетов (СНС), обеспечена разработка статистической информации в соответствии с новым, гармонизированным с международными классификациями Общероссийским классификатором видов экономической деятельности. Для получения адекватной статистической информации, характеризующей уровень жизни населения, будет организована и проведена серия последовательных специализированных обследований социальной тематики, объединенных единым планом долгосрочного комплексного изучения условий жизни населения. По итогам этих обследований планируется реформировать национальную систему показателей социального развития, совершенствовать разработку социальных индикаторов, предназначенных для отслеживания процессов реформирования социальной сферы, а также внедрить ряд принципиально новых для российской статистики показателей уровня жизни населения. Статистическое наблюдение за состоянием экономики страны и отдельных ее секторов будет базироваться на проведении раз в 5-10 лет сплошных обследований - экономических переписей, в промежутках, между которыми будут осуществляться периодические выборочные обследования по широкому спектру проблем. В этой связи будут проведены перепись жилья, научных учреждений, индивидуальных предпринимателей, инвентаризация незавершенных строительством объектов градостроительной деятельности, единовременное обследование основных фондов. Запланировано обследование хозяйствующих субъектов всех отраслей экономики для составления отчетного межотраслевого баланса производства и распределения продукции за 2003 год. Будут осуществлены необходимые организационно-методологические мероприятия для проведения Всероссийской экономической переписи всех хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации и Всероссийской сельскохозяйственной переписи. 4. Госкомстат России стремится осуществлять разработку статистической информации целенаправленно, стараясь с одной стороны сделать ее доступной для широкого круга общественности, а с другой стороны, обеспечивая систематизацию и структурирование информации о социально-экономических явлениях в строго стандартном виде в разрезе классификационных группировок в соответствии с международными классификациями ООН и Европейского Союза. Переход на цивилизованный язык международных классификаций у нас в стране происходит за счет разработки на их основе новых и применения действующих общероссийских классификаторов, гармонизированных с международными требованиями и позволяющих обеспечить адекватное описание российской экономики в соответствии с международной методологией системы национальных счетов. Первостепенное значение имеют следующие классификации: видов экономической деятельности, продукции и услуг, основных фондов, форм собственности, организационно-правовых форм, институциональных единиц по секторам экономики, финансовых и нефинансовых активов, запасов материальных оборотных средств и т.д. Благодаря этому достигаются следующие цели: § создание единого информационного пространства; § обеспечение беспрепятственного межведомственного информационного обмена экономико-статистическими данными; § улучшение информационного обеспечения экономических реформ; § создание совместимых государственных информационных систем и ресурсов; § проведение сопоставлений на международном и национальном уровнях. На наш взгляд, особенно важным является определение механизма создания совместимых государственных информационных систем и ресурсов на основе обязательного применения в них общероссийских классификаторов. 5. В целом, проблема совместимости информационных систем и ресурсов регламентирована Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации». Вместе с тем, для создания единого информационного пространства на территории Российской Федерации этого закона явно недостаточно, и требуются дополнительные усилия по разработке механизма решения задачи информационной совместимости и его законодательного закрепления. Одним из условий успешного взаимодействия федеральных и региональных информационных систем является обеспечение единства государственной регистрации и государственного статистического учета юридических лиц и предпринимателей, а также сопоставимость информации о хозяйствующих субъектах в различных аспектах деятельности: при налогообложении, социальном, пенсионном, медицинском страховании, лицензировании отдельных видов деятельности, контроле за соблюдением налоговой дисциплины, использованием государственного имущества, внешнеэкономической деятельности, осуществлении государственной поддержки малого предпринимательства, государственной статистической деятельности и др. Важнейшим инструментом, позволяющим реализовать эту задачу, а также методологической базой и источником необходимых данных для осуществления сопоставимости государственных информационных ресурсов является Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО). ЕГРПО, представляющий собой многоцелевую информационную систему, обеспечивает полноту учета и единые принципы идентификации хозяйствующих субъектов на основе общероссийских классификаторов при взаимодействии с органами государственной регистрации и реестрами (регистрами) федеральных органов исполнительной власти. 6. Цели создания единого информационного пространства в России и обеспечения высокого качества экономико-статистической информации служит проводимая Госкомстатом России работа по развитию информационного взаимодействия государственных информационных ресурсов Развитие единого информационного пространства России и обеспечение взаимного доступа органов государственной власти к информационным ресурсам требует разработки ряда нормативно-правовых и организационно-методологических документов, решающих вопросы: § определения каждым ведомством в своих информационных ресурсах круга данных, доступных для внешних пользователей из числа органов государственной власти, исходя из возложенных на них функций; § формирования и ведения ведомствами баз и банков данных, реестров и регистров на основе единых требований к совместимости информации, ее качеству, обеспечению наиболее рационального для указанных пользователей режима доступа к информационным фондам, обеспечению целостности и защиты ресурсов; § определения прав и обязанностей пользователей информации; § технической совместимости существующих информационных систем. 7. Государственные статистические информационные ресурсы формируются на основе данных получаемых от юридических и физических лиц и на основе административных данных. Доверие пользователей к статистическим данным опирается на качество статистики. Это подразумевает соблюдение определенных требований сбора данных. В частности, введения равноправных партнерских отношений в работе с респондентами. Либерализация общественных отношений, в том числе и экономических, предполагает повышение степени независимости респондента от обязательств по сотрудничеству с органами государственной статистики. В то же время, механизм принятия управленческих решений предъявляет требования к объективности и качеству статистической информации со стороны всех субъектов рынка. В этой связи важное значение приобретает функция разъяснения действующей официальной статистической методологии и результатов статистических наблюдений, а также привлечение респондентов к сотрудничеству. В соответствии с Основополагающими принципами официальной статистики, принятыми Статистической комиссией ООН в 1994 году, для обеспечения конфиденциальности собираемой статистической информации на бланках форм федерального государственного статистического наблюдения сделана соответствующая запись. Это способствует получению от юридических лиц более качественной и достоверной информации. Опыт ряда стран с развитой системой государственной статистики свидетельствует, что значительный объем статистической информации национальные статистические службы получают в автоматизированном режиме от других государственных ведомств. Это повышает надежность официальной статистической информации, уменьшает бюджетные расходы на ее формирование. 8. В современных условиях изменились цели и задачи, формы и методы распространения статистических данных. Расширился круг потребителей статистической информации. Российская государственная статистика на современном этапе реализует принцип открытости. Практически вся информация, производимая органами государственной статистики, предоставляется широкому кругу пользователей. Среди них: • органы государственной власти всех уровней; • коммерческие организации; • учебные и исследовательские учреждения; • некоммерческие организации; • средства массовой информации; • граждане; • международные организации; • национальные статистические организации. Развитие рыночных отношений повлекло рост спроса на статистическую информацию у субъектов рынка. С появлением новых негосударственных финансовых организаций (коммерческие банки, инвестиционные и страховые компании и так далее) возник спрос на соответствующую их интересам информацию - куда вкладывать финансовые ресурсы, в какую отрасль или регион и так далее. Потребности в информации достаточно широки -от микро- до макроуровня. Расширение экономических связей с зарубежными странами также увеличило спрос на социально-экономическую информацию как со стороны государственных и международных органов, так и деловых кругов. Система распространения статистических данных должна являться не только окончательным этапом статистических наблюдений, но и побудительным фактором их организации. Другими словами, потребность пользователя является единственным мотивом для проведения статистического наблюдения. Статистика должна быть ориентирована на реализацию потребностей пользователей всех категорий. 9. Стремительное развитие информационных технологий, возникшая конкуренция в области распространения статистической информации обусловливают новое качество взаимодействия с пользователями, а именно применение различных способов доведения официальной статистической информации до потребителей. Госкомстат России при распространении информации используют различные способы и современные формы предоставления статистических данных: § официальные публикации на бумажных носителях; § предоставление доступа к базам данных в режимах "он-лайн" и "оф-лайн"; § предоставление официальных публикаций и баз данных на дискетах или компакт-дисках; § размещение информации в сети Интернет; § межведомственный информационный обмен; § информационный обмен с национальными статистическими службами и международными организациями; § предоставление статистической информации по запросам органов управления, деловых кругов, средств массовой информации и других участников социально-экономической деятельности. Равный доступ к сводной статистической информации стал основополагающим принципом в области распространения статистических данных. Госкомстат России в целях более широкого информирования общественности о социально-экономических явлениях, происходящих в России, на постоянной основе взаимодействует со средствами массовой информации. Порядка шестидесяти редакций газет и журналов, информационных агентств имеют аккредитацию при Госкомстате России. Приоритетным направлением в работе с пользователями является распространение статистической информации по сети Интернет. Госкомстат России представляет на своем сайте обширную, обновляемую на постоянной основе информацию о социально-экономическом положении России, сведения о важнейших статистических работах и наблюдениях.