Я хочу поблагодарить за приглашение на это высокое собрание. Я являюсь сотрудником Европейского исследовательского центра Майкрософт, одновременно представляю Российскую Федерацию в некоторых международных организациях, в частности, являюсь членом экспертного совета стран «восьмерки» по проблемам информационного общества. В силу своей работы и тех контактов, которые приходится осуществлять на международном уровне, у меня есть некое свое видение проблематики, связанное с информационными технологиями, информационным обществом и электронном правительством, в частности. Заранее хочу сказать, что моя точка зрения не должна рассматриваться как официальная точка зрения корпорации Майкрософт. В своем выступлении не собираюсь говорить о примерах реализации Электронного правительства, я не собираюсь говорить о платформах, порталах, об использовании технологий Майкрософт, о бюджетных средствах – об этом есть кому говорить. А хочу поговорить, на мой взгляд, о более общих вопросах, связанных с информационным обществом, с информационными технологиями - о гражданском обществе и демократии в информационном обществе, о том, что собственно может дать и дает электронное правительство гражданам и государству, о том, что нравится и что в некоторых случаях не нравится в существующих решениях электронного правительства и гражданина, и чиновника, и бизнесмена. О том, что собственно необходимо, чтобы электронное правительство стало полезным и эффективным инструментом, что делается на международном уровне для решения основных проблем, которые сейчас существуют в процессах глобализации и перехода в постиндустриальное информационное общество, проблемы информационного неравенства. Тезисы моего выступления очень кратки, и я позволю сформулировать их сразу. Электронное правительство – это только термин, суть проекта Электронного правительства, реализуемого в любой стране, - и поверьте, я в данном случае могу говорит совершенно ответственно, потому что разговаривал с людьми и слышал презентации и смотрел непосредственно примеры внедрения систем электронного правительства в самых разных странах - суть проекта – всегда внедрение корпоративной информационной системы национального масштаба. В выступление г-на Чейза прозвучали слова, что e-corporation и e-government – это очень близкие вещи, я глубоко поддерживаю эту концепцию, принципиальной разницы между процессами автоматизации в большой корпорации и процессами автоматизации в государстве нет, хотя цели, может быть, немножко и отличаются. Второй тезис. Для реализации электронного правительства необходим переход от ведомственной ориентации деятельности государства к ориентации на нужды и задачи граждан. Это проблема, которая сейчас встает перед всеми странами, которые у себя внедрили работающие системы электронного правительства, и она неизбежным образом встанет и в России при реализации программы Электронная Россия. Проект, наконец, проект Электронного правительства может быть успешным тогда и только тогда, когда он приносит пользу – пользу гражданам, пользу обществу, пользу государству. И последнее. Фундаментальная проблема, существующая в настоящий момент – это проблема информационного неравенства. В общественной жизни в очень упрощенной форме существует три субъекта – это государство, это граждане, это бизнесы, которые представляют экономику, граждане представляют гражданское общество, государство является интегрирующей системой того и другого. Во взаимодействиях между государством, бизнесами и гражданами, они точно покрывают все те привычные уже сегодня сокращения как B2B ("би-ту-би", business-to-business), B2C ("би-ту-си", business-to-customers), C2C ("си-ту-си", customer-to-customer), G2B ("джи-ту-би») G2C («джи-ту-си») и так далее. Важно при этом, что это отношения взаимодействия между субъектами общественной жизни. Кроме этого, существуют отношения принадлежности, собственности, если угодно. Бизнесы в любой стране, в любой системе всегда принадлежат либо гражданам, либо другим бизнесам, либо государству. Государство на самом деле принадлежит своим гражданам. Граждане являются владельцами государства. А вот граждане сами по себе уже никому не принадлежат, кроме самих себя. На международном уровне взаимодействие между вот этими тремя субъектами разных государств осуществляется как форма международных отношений, которые являются взаимоотношением государств в разных странах, форм транснациональных бизнесов, которые являются взаимоотношениями бизнесов в разных странах, форм гражданского общества, которые являются взаимоотношениями граждан внутри и между чстранами. Интересно, что есть одна схема взаимоотношений, которая сейчас в современном глобальном обществе стала возможной и которой не существует, скажем, между государством и бизнесами: государство одной страны не может, как правило, напрямую общаться с бизнесами другой страны, а вот граждане могут напрямую взаимодействовать с бизнесами другой страны. Это происходит, когда, например, мы покупаем через интернет книгу. При этом возникает масса проблем, связанных с регулированием на международном уровне. Более важно то, что внутри государства и граждане и бизнес взаимодействуют не просто с государством как с каким-то единым объектом – а с множеством ведомств региональных, муниципальных структур департаментов и т.д. При этом взаимоотношения между субъектами регулируются государством по воле граждан, что собственно является обозначением демократии – в информационном обществе это имеет еще большее значение. Эти взаимоотношения реализуются гражданами для обеспечения функционирования общества – это их самодеятельность, и реализуются бизнесами для обеспечения функционирования экономики – а это предпринимательство. Для того, чтобы весь механизм в целом работал – обратите внимание, что я до сих пор про информационные технологии ничего не сказал вообще – необходимы правила работы государства, простые, понятные и непротиворечивые. Необходимы правила для работы бизнесов, прозрачные, выгодные и справедливые. Необходимо неукоснительное соблюдение этих правил, прозрачность и доступность для граждан и для всей системы в целом. Существует и она действительно сейчас реализуется в ряде случаев опасность внедрения системы электронного правительства. Опасно пытаться информатизировать существующие неэффективные процедуры заведомо неэффективным средствами. В упоминавшейся аналогии между электронной корпорацией и электронным государством, электронным правительством важным компонентом является то, что известно всем специалистам по корпоративным информационным системам. Повышение эффективности функционирования корпорации в целом при внедрении электронной системы достигается только при одновременном проведении реинжиниринга бизнес-процессов автоматизированного предприятия: никогда автоматизация, никогда внедрение корпоративной информационной системы не идет в соответствии с теми бизнес-процессами и бизнес-правилами, которые существуют вне автоматизированного предприятия. Автоматизированное предприятие становится иным по своей схеме бизнес-процессов, и это то, что необходимо и сейчас уже осознается многими государствами. При внедрении системы электронного правительства государству приходится изменять свои бизнес-процессы. Бизнес-процессы государства на сегодняшний день – и это характерно не только для России, это типично практически для всех стран, в том числе и стран развитых – это ведомственная ориентация услуг государственных органов на всех уровнях - отсутствие взаимообмена информации между ведомствами и службами. Есть базы данных различных ведомств, но нет никакой стандартизации, ни обмена информации между ними. Высокий уровень регламентации процессов внутри ведомств при одновременном низком уровне регламентации межведомственного взаимодействия. Отсутствие и слабая определенность ответственности и контроля сроков исполнения при таких внешних взаимодействиях. Цена в результате оказывается для государства и общества очень большой. Скажем, в России, по проводившимся некоторым исследованиям и экспертным оценкам, затраты времени граждан на обращения в государственные службы составляют примерно 4 млрд. человекочасов в год, что соответствует 1,5 млн. человеколет в год. В обработке непосредственных обращений граждан занято порядка 400 тыс. государственных служащих, соответственно, их время тоже должно вычитаться из совокупного общественно-полезного труда. При этом от четверти до трети всех транзакций, которые проводятся при взаимодействии всех граждан с государственными службами, осуществляются с теми или иными ошибками. В выступлении А.В.Короткова формулировались цели программы «Электронная Россия». Среди других важнейшей является повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения массового распространения информационных и телекоммуникационных технологий. Что собственно необходимо для достижения этой и других целей? То, что я уже сказал: переход от ведомственной ориентации в деятельности государства к ориентации на нужды и задачи граждан. Термин «принцип одного окна» во взаимоотношениях бизнеса с государством необходимо распространять и на взаимоотношения государства и граждан. Гражданин не должен носить справки из одного ведомства в другое для того, чтоб осуществить одну некую необходимую для него операцию, он должен обратиться в государственные органы с тем, что ему нужно выполнить эту операцию, а дальнейший взаимообмен документами и обмен информацией должен произойти внутри без его участия. И только таким образом реализуемо электронное правительство. Для этого необходимы общенациональные стандарты для взаимодействия и информационного обмена между ведомствами. Повторюсь, что это не мое изобретение, это не специфика России, это общая осознанная проблема всех систем электронного правительства, которые сейчас в мире внедряются. В наиболее продвинутых случаях, например, в известном проекте Великобритании UK Government Gateway (Шлюз государственных служб Великобритании) выработан специальный, специфицированный стандарт, базирующийся на языке XML, для обмена данными между разными государственными службами при автоматизации правительства. Хочу заметить, что в контексте Электронной России наше сегодняшнее обсуждение звучит очень любопытно. Дело в том, что в самой программе «Электронная Россия» слова «электронное правительство» не упоминаются ни разу. Они там были изначально, они исчезли при прохождении программы через Аппарат Правительства. На сегодняшний день государственные проекты и программы типа e-country, которые были популярны год назад и к которым относится уважаемая программа «Электронная Россия» (действительно, уважаемая, потому что я сам в определенной степени принимал участие в формулировке ее целей), во всем мире, по крайней мере, в развитых странах такие программы стали общим местом, потому что они существуют и реализуются на тех или иных этапах практически везде. За те несколько лет, которые прошли с момента процесса внедрения информационно-коммуникационных технологий во взаимодействиях государства, гражданами и бизнесами прошли уже 2 поколения средств: от государственных сайтов-витрин, которые несколько лет назад были единственным доступным средством, которые доносили информацию, как правило, от государства, от ведомств гражданам, к порталам, которые позволяли на втором поколении более активно взаимодействовать и централизовывать ресурсы информационные. Сегодня в развитых странах происходит переход к третьему поколению средств взаимодействия, к тому, что можно называть «шлюзами одного окна» и которые по-английски называют термином «gateway». Ценность проектов электронного правительства именно в пользе для граждан и бизнеса в сокращении издержек, в сокращении затрат времени граждан, времени и денег бизнесменов и той добавленной стоимости, которые дают эти системы для общества. При этом не стоит обольщаться, что общество в целом так радостно принимает такого рода системы. Во многих странах мира, даже самых продвинутых, идет достаточно жесткая критика в адрес своих правительств, которые внедряют системы электронного правительства. Вот, например, я могу процитировать слова из заметки, опубликованной 21 апреля (сегодня у нас 24 апреля) в BBC News относительно известнейшего проекта в Великобритании UK Government Gateway (Шлюз государственных служб Великобритании). Статья называется «Англичане не хотят электронного правительства». В этой статье правительство критикуется за планы перевести все свои услуги в он-лайн к 2005 году. В официальных сообщениях утверждается, что к концу 2005 года 99,9% всех услуг, которые существуют в английском правительстве, будут доступны через интернет. На сегодняшний день только 11% населения взаимодействуют с государством через сеть (на самом деле очень высокий показатель для всех стран, достаточно сказать, что он существенно превосходит процент населения России по подключению к интернету), а предполагается, что к 2005 году пользоваться интернетом будет 70% населения. Тем не менее, многие их опрошенных, как утверждают авторы статьи, предпочитают взаимодействовать с государственными органами по телефону либо при непосредственном общении, «лицом к лицу». Другой пример из источника, опубликованного в российском интернете на довольно любопытном сайте под названием «Твоя война». Осенью прошлого года появилась публикация под названием «Электронное правительство», посвященная критике ФЦП «Электронная Россия». Я позволю себе зачитать 2 короткие цитаты: «Принцип индустриального общества «время – деньги» в постиндустриальной экономике трансформируется в тождество «деньги – это информация». Тот, кто владеет информацией, владеет миром». «Абсолютизация идеи электронного правительства, ее продавливание и усиленное навязывание обществу в конечном счете обернется трагедией и социальным расколом. Власть окажется в руках малочисленной он-лайн-сообщества, новой электронной элиты, на которую днем и ночью будет неустанно работать созданное ею электронное правительство, IT-процедуры новой экономики дадут этой элите невероятные конкурентные преимущества перед традиционным многомиллиардным оф-лайн-сообществом». Почему возникают такие слова? Я позволю процитировать себе слова из гораздо более старого источника, знаменитой книги Элвина Тофлера, написанной и опубликованной в 1970 году. Эта книга на русском языке называется «Шок будущего». В 1970 году Элвин Тофлер писал: «70% жителей Земли живут охотой, собирательством или сельским хозяйством – это «люди прошлого», 25% населения живут в промышленно развитых станах – это «люди настоящего», 2-3% населения планеты нельзя назвать ни людьми прошлого, ни людьми настоящего, о миллионах мужчин и женщин можно уже сказать, что они живут в будущем». Это было сказано 30 лет назад. К сожалению, за прошедшие 30 лет, несмотря на весь технологический прогресс, социальный прогресс пошел совсем не так далеко, в каком-то смысле этот раскол, возможно, даже усилился. Фундаментальной проблемой современного общества является информационное неравенство. Вот несколько примеров. Сегодня в мире около 1,5 млрд. телевизоров и 2,5 млрд. радиоприемников, к которым доступ имеют около 75% населения Земли, а компьютеры имеют менее 5% населения Земли, в интернете 100 млн. компьютеров, что численно эквивалентно менее чем 2% населения Земли. Большая половины населения планеты никогда не звонили по телефону, просто не видели его (это данные из ООН), в большом Нью-Йорке телефонных сетей больше, чем во всей сельской местности Азии, а в Лондоне больше интернет-абонентов, чем во всей Африке. Недоступность для части жителей мира средств обработки, выборки и передачи информации по телекоммуникационным сетям, включая и интернет, - это и есть информационное неравенство, оно существует внутри страны, между регионами на глобальном уровне и по всей планете. Завершая, хочу сказать о той деятельности, которая ведется на международном уровне, которая началась с подписания летом 2000 года Окинавской хартии глобального информационного общества, которая была подписана Президентом Путиным в числе лидеров стран «восьмерки». В соответствии с этим документом был создан Международный экспертный совет Digital Opportunity Task Force, который выработал план действий, представленный лидерам стран «восьмерки» на заседании в Генуе летом прошлого года. В этом плане действий давались рекомендации, очень близко пересекающиеся с той тематикой, которую мы сегодня обсуждаем, и повлиявшую на многие пункты программы «Электронная России». Они опубликованы на сайте www.dotforce.org В ООН, которая поставила своей целью уменьшение бедности на планете осенью 2001 года, была создана своя рабочая группа, в которой Россию представляет находящийся в президиуме Коротков Андрей Викентьевич, которая в настоящее время проводит реализацию многих этих пунктов. В данном случае я хочу отметить то, что приятно и симптоматично, - активнейшее участие России в этом международном процессе и деятельности этих международных организациях. В заключении хочу сказать, что, может быть, я дал некоторые мрачные краски, но это не значит, что электронное правительство не нужно, оно не реализуемо. Он нужно и реализуемо, оно необходимо, более того, я полностью поддерживаю мнение, что мы рискуем остаться в другой социально-экономической формации, чем весь развитый мир, и я рад, что этот процесс в нашей стране пошел, поддерживается государством, вырабатывается схема взаимодействия государственных организаций и бизнесов как местных, так и транснациональных. Спасибо за внимание.