Я хотел бы отметить, что мы рассматриваем РИАС как базис Электронного Правительства, Это означает, что как во всех классических системах построения Электронного Правительства наличествуют все 3 формы взаимодействия «правительство-правительство», «правительство-общество» и «правительство – бизнес». Хотел бы повторить, что на реализацию проекта выделены сравнительно небольшие, но весьма весомые деньги - 2,5 млн. долларов, которые уже начинают выделяться, на сегодняшний момент освоено около 700 тыс. долл. И мне хотелось бы рассказать, на что они потрачены и что мы можем получить по окончании проекта РИАС в 2003 году. Если говорить о центральном компоненте реализации проекта РИАС - это взаимоотношение внутри системы органов власти. Мы считаем, что РИАС должна создаваться как целостная территориально-информационная система, которая интегрирует ведомственные системы на территории республики. Мы предоставляем сервис федеральным, муниципальным и республиканским органам власти, на всей территории республики общий информационный и коммуникационный сервис. Это система реального времени, это система сбора и обработки детализированной информации, когда обрабатывается и собирается не информация в целом о температуре по больнице, а информация, привязанная к конкретному объекту. Естественно, этот однократный ввод информации и формирование единого централизованного банка данных, подсчет экономического эффекта от внедрения тех или иных систем – дело достаточно сложное и не всегда объективное, но тем не менее предварительный анализ показывает, что система окупается, причем окупается достаточно серьезно. Во-первых, за счет снижения операционных издержек, во-вторых, просто за счет повышения эффективности органов власти, чиновники получают больше времени на то, чтобы анализировать события, а не плыть по воле волн, заваленные кипами, монбланами бумаги. Следующее большое направление – это взаимодействие правительства и общества. Здесь мы перед собой ставим цель - повышение степени прозрачности, подотчетности власти гражданского общества, и это учет властью мнения общества. Как инструмент такого взаимодействия, центральный инструмент – это портал Администрация Президента, на котором размещена всеобъемлющая и актуальная информация о республике, и второе направление – это регистр населения, которое также в наших планах. Конечно же, население должно иметь доступ к этим и ресурсам и к этим сервисам, поэтому большое внимание уделяется организации массового доступа населения. Благоприятствуют этому и стремительно падающие тарифы на доступ к Интернету и к Интранету в последнее время, и классы доступа, киоски, это бесплатная система доступа к Интранету, которую мы сейчас создаем. Сайт Администрации Президента Чувашской Республики консолидирует около 80 сайтов органов власти, причем всех 3 уровней: федеральных, республиканских, муниципальных. Он содержит очень большие объемы информации, в частности, более 200000 динамических страниц. В целом можно поделить на 3 больших раздела контент этого сервера. Оперативная информация (хроника, календарь, персоналии, вопросы и ответы), эта информация пополняется в режиме реального времени, каждый день на сайте появляется около 30-40 сообщений хроники. Второй большой раздел – справочная информация. Здесь мы помещаем единую справочную книгу органов власти и описываем, в частности, такой интересный вопрос, как государственные сервисы, т.е те услуги и тот сервис, который предоставляют органы власти населению и бизнесу, причем формат учета государственных сервисов стандартизован, и в настоящее время идет паспортизация государственных сервисов и услуг. Вакансии – этот раздел предназначен, чтобы собирать и обрабатывать вакансии и кадровые заявки в органах власти. И, конечно же, фундаментальные ресурсы – Чувашская национальная энциклопедия, которая была размещена в Интернете даже раньше, чем вышла ее печатная версия. Большой раздел «Диаспора», который предназначен для этнических чуваш, которые живут за пределами Чувашской Республики, это весьма посещаемый и востребованный ресурс. Библиотека национальной литературы, книга памяти, фотоальбом – это большие серьезные разделы на сервере. Наверное, имеет смысл немного приподнять технологическую завесу над тем, как это устроено. В работе мы используем конструктор сайтов, который предполагает унифицированный и стандартный формат сайтов органов власти. Это Интранет-инструмент управления всем контентом сайта, которым могут пользоваться и непрофессиональные пользователи, в частности наполнение нашего сайта организовано с использованием обычных чиновников, пресс-секретарей или даже секретарей министерств и органов власти, которые с помощью простого стандартного интерфейса в режиме реального времени могут размещать информацию на этом сайте. Конструктор сайтов поддерживает ретроспективную информацию, все эти десятки и сотни тысяч записей баз данных будут храниться вечно, предоставляя великолепную возможность для истроиков будущих поколений анализировать эту информацию. Ну и конечно же очень важный аспект использования сайта - это его использование в текущей работе органов власти. Рабочий день многих чиновников Чувашии начинается прежде всего с просмотра новостей на сайте Администрации Президента. Мы также стимулировали и организовали систему бесплатного доступа СМИ к этому сайту, и сейчас мы рассматриваем наш портал как некое мета-СМИ, которое предоставляет информационный поток для средств массовой информации, которые транслируют его населению. Следует отметить, что мы делимся своим опытом в программной части, и сейчас уже создан сайт федеральных органов власти для Республики Марий-Эл. Это наш вклад в проект «Электронный округ» Приволжского федерального округа. Следует отметить, что посещаемость портала вполне адекватна. Чувашия конечно же не может похвастаться большим населением или природными ресурсами, но тем не менее по посещаемости мы занимаем неизменно место в пятерке-десятке сайтов органов власти. И вы здесь видите распределение аудитории посетителей сайта. Лауреат Национальной Интернет-премии за 2001 года в номинации «Органы власти» - это тоже одна из вех на пути развития и создания сайта. Третье серьезное крупное направление нашей работы – системы РИАС – это направление «Правительство-бизнес». Здесь наша задача – это развитие деловой инфраструктуры и обеспечение электронного взаимодействия органов власти и бизнеса. Как инструмент такого информационного взаимодействия выступает деловой портал www. chuvashia.com, который как уже отметила Наталия Юрьевна, содержит большой объем деловой информации. В частности, например, более 20000 тысяч публикаций газет за последние 6 лет в Чувашской Республике. Это полнотекстовая база находится в свободном доступе. И полная база данных по республиканскому законодательству. Хотелось бы очень кратко остановиться на технологических принципах РИАС. Здесь мы пошли по стандартному и традиционно простому пути. Мы выбрали те решения, которые занимают наибольшую долю рынка. Но конечно же этому предшествовала анализ. В результате была выбрана единая аппаратная платформа Интел, единая системная программная платформа Microsoft, и открытые стандарты Интернета, то есть мы не стали изобретать велосипед, свои собственные форматы данных. Мы избрали в качестве универсального стандарта хранения информации XML, использовали просто электронную почту в качестве стандартного средства взаимодействия. Компоненты РИАС – коммуникационная сеть. Здесь мы также пошли по пути создания общей инфраструктуры для всех органов власти, населения и для граждан. На территории Чувашии все районные центры подключены к коммуникационной сети, в каждом районном узле размещено оборудование доступа к системе. Эти центры замкнуты на центральный узел сети, и на центральный узел сети подключена высокоскоростная информационная магистраль. В каждом районе абонентами сети являются и муниципальные и республиканские и федеральные органы власти и их районные подразделения. Узлы размещаются в центрах «Связьинформа», нашего телефонного монополиста. Мы оказали содействие «Связьинформу» в приобретении оборудования для этой сети и теперь пожинаем плоды этих инвестиций за счет достаточно невысоких тарифов и высокой доступности сети В городской сети мы базируемся на оптоволоконном кольце, построенном «Связьинфором» и обеспечиваем доступность высокоскоростной сети на всей столичного мегаполиса. Это технология DSL, которая обеспечивает высокую скорость, подключается очень просто по обычному телефонному каналу и стоит вполне приемлемых денег. В качестве перспективы развития сети рассматривается развитие оптоволоконных линий связи, которое позволит поднять на качественно новый уровень передачу данных. Информационные комплексы, второй технологический раздел РИАС, объединяет центр обработки данных в Администрации Президента Чувашской Республики. Это сервера на базе процессоров Intel Pentium и Intel Xion производства компании Hewlett-Packard и Compaq. Информационные системы исполнительных органов власти - в настоящий момент поставлено около 400 компьютеров и предполагается закупка еще 500 до конца 2002 года. И муниципальные информационные системы – во всех администрациях, их 26, созданы мощные серверные комплексы и созданы локальные сети. Вы видите достаточно запутанную и аляповатую картину- это структура сети Чебоксарской районной администрации, одна из рядовых администраций в республике, имеет достаточно разветвленную и сложную сеть. В наших ближайших планах создание центров общественного доступа. Эти центры будут создаваться в зданиях администраций городов и районов, компьютеры будут поставляться централизованно, в ближайшие 3 месяца предполагается поставить 120 компьютеров. Функция центра общественного доступа – оказание услуг, в том числе по принципу «одного окна», обучение специалистов и доступ граждан к республиканским информационным ресурсам. Тем самым мы попытаемся преодолеть цифровое неравенство и обеспечить доступ к ресурсам системы на всей территории республики. Программное обеспечение системы – наверное, самый интересный компонент, наше ноу-хау. Предполагается, что система реализуется как единый, целостный и взаимосвязанный банк данных, в котором воедино переплетены и связаны и экономические данные, и данные по населению, соотсветственно два больших раздела – экономический регистр и регистр населения. Разумеется, над всем этим надстроена общая аналитическая система, которая позволяет производить многокритериальный анализ информации. Повторюсь, что нашей целью в рамках проекта РИАС является создание универсальной системы сбора и обработки информации в режиме реального времени, а уже форматы и процедура обработки могут быть добавлены в эту системы без особых затрат и усилий. Эта общая и достаточно сложная картинка иллюстрирует как раз взаимодействие отдельных уровней, где функциональные подсистемы предоставляют свою информацию в общий интегрированный банк данных. Наталья Юрьевна уже привела достаточно большие параметры количества отчетов, таблиц, реквизитов, которые были проанализированы. Действительно, это более 12000 реквизитов. Мы использовали такую возможность как визуальное проектирование и могу сказать, что полная схема информационных потоков нескольких ведомств, которую мы нарисовали, занимает 15 кв. метров, т.е. и в таких единицах можно мерить информационные структуры. В экономическом регистре интегрированы в единое целое реестр юридических лиц, объекты недвижимости, права собственности, земельные участки, помещения, параметры ЖКХ. Все это происходит на базе унифицированной системы нормативно-справочной информации и общероссийских классификаторов. Подсистема «Прогноз» позволяет накапливать информацию о муниципальных образованиях, о республике в целом, моделировать ее и проводить анализ информации. Система отраслевого мониторинга предназначена для сбора информации об учреждениях бюджетной сферы, их параметрах, затратах и эффективности. Здесь мы базируемся на понятии «универсальные бюджетные услуги». Это стандартный экран системы, на котором можно посмотреть данные по Урмарской средней образовательной школе. Здесь накапливаются данные по составу учащихся. Следующий большой раздел – «Госзакупки». О его необходимости уже было сказано достаточно, мы реализуем все 4 основные формы закупок и вы можете посмотреть реальный график, который был получен в системе – это корреляция цены одной тонны угля в районах, здесь вы видите, что столбцы достаточно серьезно отличаются друг от друга. Анализ этой информации я оставляю на совести Министерства экономики. Задача «Собственность». Здесь происходит тотальная инвентаризация имущества в муниципалитетах и на уровне республики, а также участие государства в капитале юридических лиц. Это позволяет достаточно полно понять, чем же владеет государство, провести инвентаризацию его активов и пассивов. Здесь экран учета жилого дома в Шумерлинском районе, где собирается разнообразная информация об этом объекте недвижимости Подсистема «ЖКХ» предназначена для анализа и расчета тарифов жилищно-коммунального хозяйства. Можно видеть один из первых и достаточно интересных результатов внедрения системы – это анализ теплопотерь на основе технологии АЛАП. Здесь видно насколько серьезно отличаются теплопотери в различных бюджетных учреждениях, буквально в 20 раз отличаются теплопотери в разных школах. Подсистема «Финансы» охватывает и минфиновские структуры, и Казначейство и КРУ и налоговый учет. Подсистема «Предприятия» – один из важных компонентов. Мы собираем текущую информацию о финансовом состоянии предприятий и об их перспективах. Подсистема «Документооборот» - это самая стандартная и скучная часть РИАС. Вы видите здесь в этом зале на столах ноутбуки IBM с беспроводными картами, которые позволяют организовать виртуальное заседание Правительства Чувашии, и мы здесь идем на то, чтобы сократить объем бумаг, приходящийся на одного конкретно взятого министра. В рамках программы РИАС интегрируются не только внутренние информационные потоки органов власти, но и данные из информационных систем федеральных органов власти. Здесь достаточно сложная технология информационного обмена. Нельзя не остановиться, хотя бы бегло, на защите информации. Возможно, мы – одна из первых масштабных региональных программ, в которой используются российские технологии, в частности технологии криптозащиты и технологии защиты информации. Здесь мы можете видеть маленький ключик, так называемый токен, который позволяет идентифицировать пользователя, подписывать электронную почту и организовать защищенный документооборот. Мы также используем детище ФАПСИ – Российскую интеллектуальную карту. Управление проектом протекало приблизительно по той картинке, которая здесь показана. К сожалению, приходилось достаточно жестко и авторитарно проводить внедрение системы. В частности, во всех администрациях созданы отделы информатизации, которые находятся в единой управленческой вертикали с нами. Хотелось бы в завершении отметить, что РИАС – это целостное и тиражируемое решение «электронного правительства» на муниципальном и региональном уровнях. Мы активно работаем с ПФО в рамках проекта «Электронный округ», и мы готовы к тому, чтобы делиться нашими наработками с другими регионами и надеемся , что это будет востребовано и в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия». Среди основных проблем, с которыми мы столкнулись при реализации проекта прежде всего хотелось бы отметить необходимость стандартизации форматов и структур данных в рамках системы «Органы власти», в частности на базе языка XML. Необходимо также провести унификацию форматов порталов органов власти, и наша система «Конструктор» показывает, что это в определенных масштабах возможно. На наш взгляд также полезен опыт создания централизованных фондов алгоритмов и программ, из которого программное обеспечение может распространяться на другие объекты внедрения. Ну и конечно же необходимы позитивные примеры готовности органов власти и здесь это возможно достичь за счет пилотных проектов и центров компетенции. Я благодарю вас за внимание.