Добрый день, уважаемые коллеги! Я рад Вас всех приветствовать на этом первом всероссийском совещании по проекту "Электронная Россия". Для меня большой радостью является то, что руководители Министерства экономического развития РФ и программы "Электронная Россия" определили Приволжский федеральный округ как модельный при реализации этой программы. Чувашия же, как справедливо сказал Николай Васильевич Федоров, действительно является электронной столицей, как минимум, Приволжского федерального округа. Несколько слов, которые я хотел сказать перед началом конференции, касаются наших целей, то есть того, чего мы хотим достичь. Есть одна опасность, которая всегда подстерегает, когда какая-то вещь становится модной. Вот тема информатизации и электронного управления в какой-то мере стала модной. Я почти не знаю ни одного руководителя, который на всякий случай не поставил бы у себя самый современный компьютер на столе. Но довольно часто приходится видеть, что его единственное назначение - это просто украшение этого стола, причем не из-за того, что сам руководитель не хочет им пользоваться, а потому что соответствующей инфраструктуры управления по этому поводу не существует. Вот сейчас можно сказать спасибо присутствующим здесь депутатам Государственной думы за то, что появился закон об электронной подписи. Тем не менее, до сих пор стандартная процедура документооборота, по крайней мере, в рамках правительственных организаций, администрации президента: я получаю документ по электронной почте и начинаю с ним работать, но в отчет он не идет. Для того чтобы потом возникла система отчетности, две приемные или соответствующие работники после этого этот же документ вытаскивают из электронной почты, оформляют в нормальном виде, ставят на нем штампик "Входящее", прикалывают к нему листочек с визой руководителя и сдают в архив. Все это делается каждый вечер в обоих пунктах, между которыми рассылается электронная почта. Такой вариант электронного управления - это легкая профанация, видимо, неизбежная на начальной стадии. Программа, о которой мы сегодня говорим, - это инструмент, а не самоцель как таковая. Это действительно инструмент изменения системы государственного управления. Это то, о чем президент сказал в своем послании, что система государственной власти должна перестать быть "черным ящиком" для населения, для предприятий, для бизнеса, для гражданского общества, то есть для тех, для кого она работает. И ключевое отличие электронной системы состоит в том, что она становится прозрачной и понятной для большого количества участников. Вот это есть главная цель. Второй вопрос, который тут же возникает и из-за которого в том числе многие проблемы с темпами развития этой программы, - это уровень подготовки кадров. Вот здесь находятся и руководители Высшей школы экономики, которые этим активно занимаются, - Ярослав Иванович Кузьминов, здесь и Сергей Борисович Чернышев, который является одним из руководителей программ кадровой политики в рамках гражданского форума. Проблемой является и требование к другому качеству подбора государственных служащих на самые разные уровни. После этого форума сегодня предстоит совещание по кадровой политике, по итогам которого мы попробуем вместе с Германом Грефом сделать объявление по кадровым отборам: во-первых, это касается использования электронной системы для отбора, а во-вторых, другие требования к этим государственным чиновникам, которые должны быть способны работать в этих новых условиях. Третий вопрос, который хотелось бы обсудить, - это вопрос об информационной безопасности. С одной стороны, мы конечно понимаем, что проблема абсолютной открытости содержит обратную сторону - есть зона государственной тайны, есть зона безопасности. Но, с другой стороны, мы часто сталкиваемся с тем, что те, кто не хочет внедрять современные системы управления, грамотно прикрываются бесчисленными ведомственными инструкциями, которые действительно с формальной точки зрения закрывают документ от его выставления в открытое интернет-пространство. Скорее всего, нам предстоит большая серьезная работа по инвентаризации всех подобных запретов, необходимо точное понимание того, что действительно надо запрещать, а в чем нет абсолютно никакого смысла. В связи с этим у нас запланирован целый комплекс окружных мероприятий, в Перми в начале июля пройдет форум "Стратегия регионального развития", где будет рассматриваться один из важнейших вопросов - использование современных информационных технологий как стратегии развития Приволжского федерального округа. В Казани у нас запланировано совещание, в том числе по информационной безопасности и подходам к информационному федерализму, потому что это ресурс, а если есть ресурс, то возникают вопросы по управлению и его использованию. С точки зрения ближайших задач укажу еще несколько моментов. Во-первых, это необходимость точно скоординировать действия предприятий, которые занимаются разработкой программ по электронному управлению, о чем говорил Николай Васильевич Федоров. Сегодня мы часто наблюдаем ситуацию, когда разработки отдельных предприятий или отдельных регионов просто не стыкуются друг с другом, потому что нет единого подхода. Если мы говорим о том, что это должно быть у каждого муниципалитета, то тогда порталы должны быть совместимы, конструкция сайтов должна быть построена примерно по одному принципу. Вообще, вопрос совместимости является принципиальным и ключевым. Второе, это публикация всех данных, которые представляют значение для гражданского общества, для бизнеса в открытой сети. Это мы можем получить быстрее всего. Проект, который есть по реформе судебной системы, содержит требование об обязательной публикации всех судебных решений, о кардинальном изменении ситуации, особенно, в вопросах экономических споров в арбитражных судах. Второй важнейший вопрос о возможности электронных торгов по государственному и муниципальному заказу, я знаю, что этим занимается МЭРТ, и можно предложить, чтобы Чувашия в этой области стала передовой. Г.Греф по дороге только что говорил, что, по предварительным оценкам, электронные торги в Соединенных Штатах, где уровень открытости конкурсов повыше, чем у нас, дали 20% сброса в цене. По скромным прогнозам, которые делает МЭРТ РФ, мы должны выиграть 30%. У меня же такое ощущение, что мы, чтобы не сказать в 30 раз, то в 2-3 раза точно можем выиграть. Одно из предложений, которое сегодня предполагается обсудить и понять, где мы это можем быстро включать, то есть не только государственный заказ, но и муниципальный, и региональный заказ, это прямое решение. И третья вещь, посредством которой можно принимать решения достаточно быстро и получать кардинальный эффект, который будет заметен сразу, - это проблема межбюджетных отношений, это проблема целевого использования федеральных денег и денег субъектов федерации, это проблема контроля за эффективным использованием федеральных целевых программ, это тот пример, который только что приводил президент республики, когда председатель колхоза может контролировать выполнение бюджета и поступление средств. И в этом смысле наличие информации кардинально изменяет ситуацию. Я помню, что в одном из регионов Приволжского федерального округа, не буду называть в каком, самое главное впечатление на глав районных администраций произвело простое зачитывание платежек Министерства финансов, а там называется, какие объемы на детские пособия поступали в регион, какие деньги поступали на дотацию сельского хозяйства, какие - на реформу ЖКХ. Это для них оказалось полным откровением, то есть они, оказывается, не знали, что деньги на детские пособия были. Я представляю, какой эффект давала бы просто открытость информации по межбюджетным отношениям, особенно, с учетом реформы бюджетного федерализма, которую делает сейчас Минфин. Опять-таки здесь может быть передовой Чувашия, поскольку она выиграла грант, в том числе мирового банка по реформе межбюджетных отношений, и это то, где прорывы изменений могут быть главным. Поэтому еще раз хочу вас поприветствовать на этом важном совещании, пожелать успеха в работе совещания и преджложить вам постараться в ходе обсуждения сконцентрироваться на тех шагах, которые могут дать быстрые эффекты и позволят превратить это не только в модную игру в обмен электронными почтами, но и в реальную эффективность для государства и для госуправления. Благодарим РБК за помощь в подготовке материала.