Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://info.cap.ru/
IT-инструменты развития экономики региона (на примере Чувашской Республики). Уважаемые участники конференции! Республиканская информационно-аналитическая система предоставляет собой целостную технологическую, программную и информационную среду создания, хранения, анализа и распространения информации в области финансов, экономики и хозяйственной деятельности в интересах органов государственной власти и местного самоуправления, организаций и граждан Чувашской Республики. РИАС характеризуется нами по нескольким направлениям: 1. РИАС создается как система сбора детализированной информации, в которой экономические и натуральные показатели «привязаны» к объектам (предприятиям, недвижимости). В этом заключается ее главное отличие от системы сбора статистической информации, построенной и эксплуатируемой органами государственной статистики. 2. РИАС – информационная система реального времени (on-line). Изменения показателей и параметров объектов отражаются в первичных учетных массивах немедленно, в момент их регистрации, а в течение нескольких часов эти изменения распространяются на все базы данных. По сравнению с госкомстатовскими месячными и квартальными периодами обработки информации такая оперативность придает новое качество собираемой информации. 3. РИАС собирает не усредненные показатели, собираемые дискретно по времени и со значительной погрешностью, а постоянно отслеживаемые реальные данные, на основании которых в любой момент и за любой промежуток времени могут быть получены агрегированные отчеты по тем же формам Госкомстата, не «температуру в среднем по больнице», а конкретные параметры конкретных предприятий, учреждений, котельных и пр. В 1999 году под Министерство экономики Чувашской Республики и Администрация Президента Чувашии реализовали проект по созданию «лица» республики в сети. Был создан республиканский деловой портал chuvashia.com, основной целью которого является создание позитивного образа республики и предприятий в глазах деловых партнеров и потенциальных инвесторов, продвижение чувашских товаропроизводителей на внешние рынки, повышение деловой активности, внедрение информационных технологий в практику менеджмента. На портале представлены базы данных по предприятиям, товарам и ценам, корпоративные новости и прочие деловые ресурсы. Подсистема «Каталог» - центральный компонент портала - позволяет организовать в виртуальном пространстве Интернет аналог традиционной выставки, на которой представлены стенды – сайты предприятий и организаций, собранные в «павильоны» по отраслевому признаку. Самая сложная и обширная виртуальная выставка продукции и услуг может быть подготовлена с использованием программной подсистемы за считанные часы. Войдя через рекламную ссылку или поисковую систему в каталог, посетители со всего мира получают возможность искать и отбирать организации по различным критериям, «бродить» по павильонам и просматривать информацию на сайтах, оставлять записи в книге посетителей и пр. Встроенная подсистема оформления заказов позволяет посетителям набрать «корзину» продукции, подсчитать ее стоимость и направить заказ поставщику. Система направлена на создание единого информационного поля, облегчающего ориентацию предпринимателей в вопросах доступа к финансированию (кредитному и венчурному), доступу к маркетинговой информации. Думаю, что этот проект перекликается с положением ФЦП «Электронная Россия» о формировании общенациональной сети информационных центров поддержки предпринимательской деятельности и направлением «электронная коммерция». Пользователями chuvashia.com сейчас являются десятки крупнейших республиканских предприятий, разместившие на нем свои сайты. Опыт республики отмечен и на федеральном уровне: Минэкономразвития России по результатам всероссийской конференции рекомендовало портал chuvashia.com в качестве типового решения для организации информационного обеспечения региональных рынков товаров и услуг. Это было осуществлено уже было 2 года назад, когда не было ни «Электронной России», ни РИАС. Еще один пример – это внедрение системы корпоративного управления. Понятно, что государство, регион обязаны обеспечивать приток инвестиций. Именно поэтому им выгодно совершенствование системы корпоративного управления. «Плохое» корпоративное управление ведет к искажению поведения предприятий, и в частности их отчетности, к доминированию нерыночных мотивов при принятии решений, а именно к снижению стимулов к повышению эффективности и конкурентоспособности, снижению инвестиционной привлекательности компаний, высоким рискам вложения инвестиций и так далее. Все это снижает эффективность на микроуровне и, в конечном счете, затрудняет развитие экономики в целом. Вопросы улучшения практики корпоративного управления особенно остро стоят на уровне регионов, поскольку именно от работы ключевых предприятий в регионе зависит общее благополучие экономики. В связи с этим кардинальное улучшение корпоративного управления в республиканских предприятиях рассматривается в качестве первоочередной задачи Правительства Чувашии. Одной из важнейших задач совершенствования корпоративного управления в регионах является повышение прозрачности деятельности акционерных обществ. Не секрет, что существующая система раскрытия информации об акционерных обществах не отвечает интересам принятия инвестиционных решений. Фактически еще только зарождаются контуры механизма сбора и предоставления заинтересованным сторонам актуальных, сравнимых и достоверных сведений об акционерных обществах. То есть необходимо в качестве первоочередной меры следует обеспечить безусловное соблюдение требований действующего законодательства о раскрытии информации и ее раскрытие по всем предприятиям, подпадающие под действие законодательства о раскрытии информации. Но как это сделать? Мы решили, что это можно сделать в рамках РИАС. В конце концов, где, как не в Интренете, обеспечивается прозрачность? Будущее покажет, насколько будет успешен наш опыт создания региональной системы раскрытия информации о рынке ценных бумаг, но, думаю, он будет, безусловно, интересен. Поэтому еще одним направлением РИАС является развитие кадрового потенциала. Поэтому во всех муниципальных образованиях республики созданы отделы информатизации, укомплектованные грамотными и знающими специалистами. Без подобного кадрового потенциала осуществлять развертывание и эксплуатацию системы такого уровня невозможно. В рамках РИАС развиваются системы дистанционного образования и электронных библиотек, которые позволят осуществлять обучение граждан на протяжении всей жизни. Таково наше понимание стоящих задач и вариантов решения на уровне региона – Чувашской Республики - некоторых аспектов большой проблемы – развития информационных технологий в России.