Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Доклад первого заместителя Правительства Чувашии Н.Ю.Партасовой

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://info.cap.ru/

Уважаемые коллеги! Мы собрались, чтобы обсудить одну из самых перспективных, чрезвы-чайно быстро развивающихся и наиболее интересных направлений развития в наступившем веке – информационных технологий. Причем эта сфера настолько многогранна, что интерес к ней со сторо-ны самых различных структур понятен и объясним. Можно сказать больше: нет сектора, который бы не старался примерить новые информационные «доспехи», увеличив тем самым свою эффективность и, соответственно, ста-тус. Перед нами же, как перед правительством республики, стояла задача принципиальная задача не просто придать новый импульс развития инфор-мационным технологиям, но и объединить эти разновекторные интересы во-едино, направить их в нужном ключе и в достаточно короткие сроки полу-чить желаемый результат. Как мне кажется, оптимальным решением данной проблемы явилось создание Республиканской информационно-аналитической системы (РИАС). Почему мы так считаем? Во-первых, эта программа представляет собой наиболее рациональное сочетание финансовых средств региона и средств из привлеченных источни-ков. Как наверно, известно присутствующим, проект реализуется в рамках Программы реформирования системы управления общественными финанса-ми. Данная программа реализуется с начала 2001 года в пяти регионах Рос-сии, выигравших в федеральном конкурсе, проводившимся под эгидой Мин-фина России. В результате отбора Чувашия заняла в этом конкурсе первое место. Средства на реализацию Программы в Чувашии в размере 7,3 млн. долларов США предоставляет в течение 2001-2002 гг. Фонд развития регио-нальных финансов, формируемый из средств Международного банка рекон-струкции и развития (МБРР). Целью Программы является активизация про-цесса финансового оздоровления Чувашской Республики через создание за-конодательных, кадровых и технологических возможностей республиканских и местных властей для выработки и проведения ответственной и эффектив-ной бюджетной политики, повышения контроля и ответственности за расхо-дованием бюджетных средств. Направления программы охватывают практи-чески всю систему общественных финансов: стандартизацию бюджетных услуг и повышение их качества, развитие доходной базы республиканского и муниципальных бюджетов, межбюджетные отношения, совершенствование системы расходов на бюджетные услуги, разработку и внедрение казначей-ской системы исполнения бюджета. Республиканская информационно-аналитическая система призвана стать ключевым инструментом реализации Программы реформирования. Общая стоимость проекта РИАС – 2,5 млн. долларов, из которых уже выде-лено около 700 тыс. долларов. Во-вторых, проект охватывает наиболее уязвимые, проблемные облас-ти построения новой экономической реальности. Прежде всего, речь идет о достаточности информации при принятии решений. Сущность информатизации управления экономикой региона за-ключается в создании условий для улучшения информационного обеспечения структур, управляющих экономическими процессами. Необходимы меры по совершенствованию конкретных технологических, финансовых, ор-ганизационных и других условий, позволяющих повышать эффективность использования современных информационных технологий и информацион-ных ресурсов в регионе в целях улучшения информированности лиц, подго-тавливающих и принимающих решения по экономическим вопросам. В период реформирования региональной экономики принципиально важным становится достижение опережающих темпов развития информати-зации на региональном уровне по сравнению с отраслями материального производства. И здесь ни в коем случае нельзя удовлетворяться «подстрой-кой» новых инструментов информатизации к решению сугубо традиционных задач. Так, например, важно осуществить переход от преимущественно рас-четно-статистических задач к информационно-прогнозным; организовывать интегрированные региональные системы и новые формы взаимоотношений с региональными и находящимися вне региона владельцами информации. Полноценно использовать резервы повышения эффективности системы тер-риториального управления в результате его информатизации можно, если она будет задействована в реализации всех функций управления территорией: анализа и прогнозирования, принятия решений, организации их выполнения и контроля результатов. РИАС ориентирована на решение всех вышеназванных задач. Извест-но, степень достаточности информации при принятии решения кореллирует-ся с правильностью решения и эффективностью его реализации. Недостаток нужной информации, при избыточности сопутствующей, но малоценной, по-рождает иллюзию действий в условиях полной информационной насыщен-ности и приводит к плачевным последствиям. Наличие нужной, концентри-рованной, вовремя поступающей и обновляемой информации увеличивает «предел действий» при принятии и реализации решения. В-третьих, РИАС вполне интегрирована в экономическую систему рес-публики и несет функцию увеличения ее конкурентоспособности. Целью нашей деятельности в области информационных технологий, как мы полагаем, должно быть, повышение конкурентоспособности региона. А оно заключается в двух фактах – эффективное привлечение внешнего фи-нансирования на предприятия (инвестиций) и создание ими добавленной стоимости. На это работает сегодня правительство республики, нередко ис-полняя по отношению к предприятиям роль менеджера. Но в принципе это понятно, поскольку финансовая слабость, неразвитость менеджмента и кор-поративного управления – эти проблемы чрезвычайно злободневны на уров-не регионов. В любой республике или области правительство вынуждено иг-рать роль «старшего брата», но эффективнее играть эту роль правительство может, уделив значительное внимание информационным технологиям. «Новая экономика» или «экономка, лишенная трения» – эти понятия активно используются западнее границ бывшего СССР, а в России, тем более на региональном уровне пока еще необходимо объяснять, что это такое. Для того чтобы получить деньги, недостаточно произвести товар. Его надо еще продать. А это значит – сообщить потенциальным клиентам, что такой товар у вас есть, дать гарантии его качества, провести переговоры о цене, наконец, довести товар до партнера. А последнее – отнюдь не только транспортные издержки. С каждым километром, отдаляющим нас от места производства, на транспортные издержки накладываются информационные, налоговые, административные. Чиновничье вымогательство, таможня, незна-ние языка той страны, чей рынок вам интересен – все это создает пробуксов-ки, трения, потери. Возникают так называемые трансакционные издержки. Отсюда сегментация рынков, их малоподвижность, слабое воздействие конкуренции. Новая же экономика – продажи через Интернет - совершила революцию. Она снимает до половины старых трансакционных издержек. Представьте себе: цены падают на четверть без малейшего ущерба для про-изводителей, рынки становятся по-настоящему открытыми для всех. Один язык, нет проблемы распространения и сбора информации - все это позволяет экономить колоссальные средства. На Западе крупные фирмы уже 3-4 года проводят регулярные интернет-аукционы по приобретению сырья и комплек-тующих. О чем это говорит на институциональном уровне? О том, что новое время рождает новые критерии эффективности. Эффективная экономическая деятельность в настоящее время основывается на преобразовании информа-ции, которое представляет собой целенаправленный обмен упорядоченными данными (получение и передача сведений) с другими структурами и людьми. Можно сказать, что информация служит мерой упорядоченности и устойчи-вости экономической системы. Регион, который эффективно преобразовывает информацию, в этом случае становится конкурентоспособнее территории, которая этого не делает, занимаясь «традиционными» формами экономической деятельности. Резуль-татом является создание благоприятных условий для притока инвестиций в виде финансирования заказов, частного отечественного, зарубежного капита-ла. Преобразование информации становится решающей составляющей как производства, так и потребления. Ее можно рассматривать в качестве единой субстанции, объединяющей предметы, средства и продукты труда. Произво-дители стремятся заранее исследовать конъюнктуру рынка, готовы заплатить большие деньги за сведения о продукции конкурентов, тратят значительные средства на рекламу и т.д. В ряде случаев мы не можем войти на рынки развитых стран просто из-за традиционной «поделенности» этих рынков. Новая экономика взламывает эту «поделенность», европейцы начинают покупать в Австралии и т.п. А по-чему в Австралии, а не у нас? У России и Чувашии, у наших предпринимате-лей возникает точно такой же шанс, что и у других, мы становимся на рав-ных с конкурентами из западных стран, чего раньше не было – просто в силу недостатка информации. Во-первых, у наших инновационных фирм – осо-бенно мелких и средних – впервые возникают шансы входа на широкий меж-дународный рынок, во многих случаях – напрямую, без посредников. Во-вторых, в традиционных секторах экономики – от сырьевого до обрабаты-вающей промышленности – шанс получают средние фирмы. Говоря узко экономическими категориями: информационная состав-ляющая влияет не только на структуру капитала, но и изменяет производст-венные и рыночные параметры продукции. Она интегрируется практически со всеми ресурсами экономики (сырьем, энергией, трудом, финансами, тех-нологиями, управлением и т.д.), коренным образом изменяя их свойства. В силу этого она выступает не только как совокупность некоторых данных, но и как составная часть ВВП. Еще одной составляющей новой экономики является так называемая мягкая экономика. Это производство программного обеспечения, это образо-вание, консалтинг, различные инвестиционные услуги. В Чувашии очень конкурентоспособная интеллектуальная рабочая сила. Здесь мы не связаны никакими ограничениями – в мягкой экономике человек опять становится главным. Есть компьютер, как стандартный инструмент, и есть человеческий интеллект. Мягкая экономика одно из основных направлений, которое будет развиваться и в рамках РИАС. Мы уже имеем опыт совершенствования регу-лирования в сфере информационных технологий и поддержки развития и экспорта информационных технологий. Важнейшим элементом является соз-дание благоприятных условий для притока в эту отрасль государственных инвестиций в виде финансирования заказов, частного капитала и пр. Тот по-тенциал, которым располагает Чувашия, позволяет нам рассчитывать на пер-спективы роста этой отрасли. Так, до 80% финансовых и налоговых органов России работает на программном обеспечении, разработанном ведущим предприятием Чувашии – Региональным вычислительным центром Управле-ния министерства РФ по налогам и сборам в Чувашской Республике. Значи-тельную долю российского рынка занимают автоматизированные банковские системы и системы управления энергетическими объектами, также создан-ные чувашскими программистами и проектировщиками. Наша задача – раз-вивать данное направление экономики, постоянно увеличивая его долю и вы-водя его продукцию на новые рынки. Еще один пример – это внедрение системы корпоративного управле-ния. Понятно, что государство, регион обязаны обеспечивать приток инве-стиций. Именно поэтому им выгодно совершенствование системы корпора-тивного управления. «Плохое» корпоративное управление ведет к искаже-нию поведения предприятий, и в частности их отчетности, к доминированию нерыночных мотивов при принятии решений, а именно к снижению стиму-лов к повышению эффективности и конкурентоспособности, снижению ин-вестиционной привлекательности компаний, высоким рискам вложения ин-вестиций и так далее. Все это снижает эффективность на микроуровне и, в конечном счете, затрудняет развитие экономики в целом. Вопросы улучшения практики корпоративного управления особенно остро стоят на уровне регионов, поскольку именно от работы ключевых предприятий в регионе зависит общее благополучие экономики. В связи с этим кардинальное улучшение корпоративного управления в республикан-ских предприятиях рассматривается в качестве первоочередной задачи Пра-вительства Чувашии. Одной из важнейших задач совершенствования корпоративного управления в регионах является повышение прозрачности деятельности акционерных обществ. Не секрет, что существующая система раскрытия информации об акционерных обществах не отвечает интересам принятия инвестиционных решений. Фактически еще только зарождаются контуры механизма сбора и предоставления заинтересованным сторонам актуальных, сравнимых и достоверных сведений об акционерных обществах. То есть необходимо в качестве первоочередной меры следует обеспе-чить безусловное соблюдение требований действующего законодательства о раскрытии информации и ее раскрытие по всем предприятиям, подпадающие под действие законодательства о раскрытии информации. Но как это сде-лать? Мы решили, что это можно сделать в рамках РИАС. В конце концов, где, как не в Интренете, обеспечивается прозрачность? Будущее покажет, на-сколько будет успешен наш опыт создания региональной системы раскрытия информации о рынке ценных бумаг, но, думаю, он будет, безусловно, инте-ресен. И последнее направление, на котором я хотела бы остановиться – это использование РИАС для развития информационной открытости и прозрач-ности власти. Тот факт, что я говорю о нем в последнюю очередь, вовсе не означает, что оно занимает последнее место в иерархии задач. Программа выполняет функции носителя новой модели получившей название «цифровая демократия» или «электронное правительство». Центральный элемент реформы власти – это система создания публич-ной отчетности и общественного контроля. Одним из главных достоинств се-ти является то, что Интернет способен персонифицировать власть, донести до граждан информацию о том, какой конкретный чиновник ответственен за конкретное дело, в чем его обязанности, где он находиться, каков маршрут рассмотрения каждого конкретного проекта, каждого обращения в министер-ство. Ведение в обиход нового термина «цифровая демократия» говорит о том, что общество будет развиваться по этому пути, задача власти – быть адекватной общественному развитию. Сейчас в рамках РИАС создается единый Интранет-портал органов власти, посредством которого государственные и муниципальные служащие смогли бы получать персонифицированный доступ к информационным сис-темам, автоматизирующим и повышающим эффективность их работы. Важ-нейшим результатом здесь также явилось бы упрощение и унификация обме-на информацией между органами власти, предприятиями и гражданами, улучшение взаимодействия и информированности общества и власти. Через портал государственные органы будут предоставлять открытые и стандарти-зированные услуги (сбор отчетности, выдача лицензий, коммерческие базы данных и каталоги, системы электронной коммерции). Уже сегодня интернет может снизить львиную долю издержек на про-ведение процедур народного волеизъявления, что в перспективе дает воз-можность оценивать работу правительств и конкретных персон постоянно, а не только в момент выборов. Такое положение вещей сможет в корне изме-нить характер политических систем. Вот основные направления, в которых мы ведем работу, и, надеюсь, будем ее продолжать в целях дальнейшего развития экономики республики. Позвольте пожелать конференции плодотворной работы и выразить надежду, что ее результаты станут еще одним шагом на пути становления информационных технологий в России и Чувашии.

 

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика