Редакциями республиканских газет и журналов, районных (городских) газет проведена определенная работа по сохранению тиражей.
По итогам подписной кампании на 2 полугодие 2015 года совокупный подписной тираж республиканских, районных (городских) газет и журналов, находящихся в ведении Мининформполитики Чувашии и финансируемых их республиканского бюджета, составил 125,87 тыс. экземпляров, что на 9,8% меньше, чем во втором полугодии 2014 года. В том числе:
-подписной тираж республиканских изданий составил 51,7 тыс. экземпляров, падение на 20,8% к аналогичному показателю 2014 г. При этом отмечается значительное сокращение тиражей «Хыпара», «Хресчен сасси» (практически вдвое в связи с переходом на одноразовый выход в неделю), детских изданий «Танташ», «Самант», «Тетте»;
-подписной тираж районных и городских изданий к аналогичному показателю 2014 г. упал на 0,1% и составил 74,2 тыс. экземпляров, т.е. тираж фактически сохранен.
Избежать более значительного падения подписных тиражей удалось только за счет увеличения альтернативной подписки, при которой читатель забирает газету самостоятельно в редакции, либо тираж доставляется в организацию. Так, подписка, принятая УФПС Чувашской Республики - филиалом ФГУП «Почта России», во 2 полугодии 2015 г. сократилась на 13,9% по отношению ко 2 полугодию 2014 года, а альтернативная подписка выросла на 7,6%. Доля подписки УФПС «Почта России» в подписном тираже составила 68,3% (в 2014 г. – 71,6%), в то время как доля альтернативной подписки 25,5% (в 2014 г. – 21,4%).
По мнению руководителей ряда СМИ, основными проблемами сохранения подписных тиражей являются рост стоимости подписки через почту, сокращение числа подписчиков среди пожилых людей (естественная убыль населения), отсутствие мотивации у почтальонов, наличие на территории распространения издания конкурентов (бесплатные газеты, например, ПРО-город).
В настоящее время выходит на финишную прямую подписная кампания на 1 полугодие 2016 года (остался 1 месяц).
По состоянию на 26 ноября 2015 г. подписка на государственные СМИ к 1 полугодию 2015 года составила 55,7%, в том числе по республиканским изданиям 45,8%, районным и городским – 64,2%. Уровень принятой подписки на текущую дату к тиражу на 1 декабря 2014 г. по республиканским изданиям составил 80,7%, по районным и городским изданиям – 98,3%. Среди лидеров по принятой подписке – Яльчикская районная газета «Елчěк ен» (рост на 23,3% к аналогичному периоду прошлого года), Ядринская газета «Ĕç ялавě» (на 14,1%), Вурнарская газета «Çěнтерÿ çулě» (на 12%), Моргаушская газета «Çěнтерÿ ялавě» и Цивильская газета «Цивильский вестник» (на 11%), «Алатырские вести» (на 9,6%). Рост подписки наблюдается и у республиканских газет «Советская Чувашия» (на 38,1%), «Хыпар» (на 27,1%), «Çамрăксен хаҫачĕ» (на 11,6%). В то же время низкие показатели по подписке у редакции Порецкой районной газеты «Порецкие вести» (70,89% к аналогичному периоду прошлого года), журнала «ЛИК» (22,2%, выписано только 8 экземпляров).
С 15 по 25 октября 2015 г. прошла Всероссийская декада подписки, в ходе которой подписчикам предоставлялась возможность подписаться на издания на 1 полугодие 2016 г. со значительной скидкой. По данным Управления федеральной почтовой связи Чувашской Республики - филиала ФГУП «Почта России», в период декады в почтовых отделениях Чувашии было оформлено более 67 тысяч подписок на периодические печатные издания, что на 21 тысячу экземпляров больше, чем в майскую декаду 2015 года и на 29 тысяч больше, чем за аналогичную осеннюю декаду 2014 года.
В период декады УФПС «Почта России» впервые предоставила дополнительную скидку 15% на доставку при подписке на издания, включенные в список социально значимых СМИ Минкомсвязи России. В нашей республике 4 газеты получили статус социально значимых. Это Новочебоксарская газета «Грани», Яльчикская районная газета «Елчěк ен», Вурнарская районная газета «Çěнтерÿ çулě» и Ядринская районная газета «Ĕç ялавě». Стоит отметить, что полученная этими газетами скидка позволила значительно увеличить подписной тираж в период декады подписки. Работа по включению СМИ Чувашии в перечень социально значимых СМИ продолжается. На данный момент всеми подведомственными министерству печатными СМИ поданы заявки на включение в перечень социально значимых СМИ на 2 полугодие 2016 года.
В подписную кампанию редакциями СМИ применяются всесторонние меры для сохранения тиражей региональной прессы. Это активная работа СМИ в период досрочной и льготной подписки, различные акции для подписчиков и почтальонов, организация альтернативной подписки. Работники редакций СМИ выезжают в города и районы республики, встречаются с населением («Советская Чувашия», издательский дом «Хыпар» и др.). Ряд редакций организуют пункты подписки и выдачи газеты в Многофункциональных центрах и в сельских администрациях (Алатырская, Порецкая районные газеты). Организуются выездные подписки на районных и городских мероприятиях (отраслевые праздники, спортивные мероприятия), а также корпоративная подписка на предприятиях, организациях, детских садах и школах. Проводится льготная подписка для социально незащищенных слоев населения – участников ВОВ и тыла, инвалидов, пенсионеров («Грани», Канашская и Урмарская газеты). Редакция газеты «Грани» размещает баннеры и плакаты в городе Новочебоксарск, в учреждениях и организациях с указанием сроков и условий подписки, раздает флаеры у торговых центров. Редакция газет «Канаш» «Канаш ен» размещает объявления о подписке на киосках «Чувашпечати», в автобусах, обслуживающих городские и пригородные маршруты. Практикуется проведение конкурсов среди почтальонов (Красноармейская, Козловская, Канашская и др. газеты), поощрение активных подписчиков, розыгрыш призов (лотереи) среди подписчиков.
Содействие в подписке оказывают и органы местного самоуправления. Так, вопрос подписки был рассмотрен на видеоконференции с главами администраций муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики 31 октября 2015 года. По итогам видеоконференции были даны соответствующие рекомендации. Содействие в подписке органами местного самоуправления оказывается в основном путем подписки непосредственно работников администраций районов и сельских и городских поселений на республиканские и районные газеты, организации подписки на предприятиях, в учреждениях культуры, образования, сельскохозяйственных организациях. Также ведется информационно-разъяснительная работа с населением в ходе Единых информационных дней и других мероприятий, вопросы подписки обсуждаются на планерках в администрациях районов и городов.
Вместе с тем сохранять подписные тиражи становится все сложнее. Слабо развита сеть розничной продажи периодической печати, в сельской местности она практически отсутствует. Особую тревогу вызывают тиражи детских изданий. В связи с этим считаем необходимым:
усилить работу СМИ в период подписных кампаний, в частности по организации электронной подписки;
провести на страницах изданий, телевидении и радио широкую информационную кампанию, направленную на популяризацию чтения, формирование имиджа СМИ, почтальона;
совместно с отделениями почты проводить мероприятия, направленные на расширение круга читателей издания, Дни подписчика, организовывать подписку на праздниках, районных и республиканских мероприятиях.
Большое влияние на тиражи оказывает качество изданий. К сожалению, качество районных газет оставляет желать лучшего. И речь не только о дизайне и фотоиллюстрировании, но и грамотном формировании и оперативной и качественной подготовке контента (в том числе наличие аналитических материалов, критических статей, обратной связи с читателем, применение инфографики, развитие сайтов изданий). В связи с этим предлагаем руководителям СМИ активнее участвовать в различных форумах, семинарах, обмениваться опытом с редакциями регионов России, направлять на повышение квалификации журналистов и дизайнеров-верстальщиков, Министерству обеспечить регулярное проведение в рамках Дней главного редактора семинаров по вопросам повышения качества выпускаемых изданий.
И в заключение хотелось отметить, что с 3 по 13 декабря пройдет очередная Всероссийская декада подписки, в ходе которой подписчики получат возможность подписаться на издания со скидками. Наша задача – максимально использовать эту возможность и отработать ее.