В соответствии с Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210- ФЗ) с 1 июля 2012 г. органы исполнительной власти Чувашской Республики, органы местного самоуправления должны предоставлять гражданам услуги, не требуя справок и документов, которые находятся в распоряжении других органов.
К 2018 году доля услуг, оказанных гражданам в электронном виде, от общего количества оказанных услуг, должна достигнуть 70 %. Данный показатель определен Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601.
На создание регионального сегмента инфраструктуры межведомственного электронного взаимодействия с республиканского бюджета Чувашской Республики израсходовано более 20 млн. рублей. Работы по переходу на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде при предоставлении 96 государственных и муниципальных услуг Чувашской Республики завершены.
К сожалению, статистика запросов к федеральным и региональным сервисам органов власти свидетельствует о том, что органы власти Чувашской Республики и органы местного самоуправления не в полной мере используют в своей работе систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Несмотря на неоднократные письменные обращения Мининформполитики Чувашии органы власти и муниципалитеты продолжают пользоваться традиционными, неактуальными средствами взаимодействия: курьерскими услугами, электронной почтой, факсом.
Мининформполитики Чувашии проводит постоянный мониторинг работы органов власти в системе межведомственного электронного взаимодействия. Статистика за май месяц свидетельствует о том, что в своей работе СМЭВ используют:
Государственная служба Чувашии по конкурентной политике и тарифам - 45 запросов;
Минздравсоцразвития Чувашии - 34 запроса,
Минимущество Чувашии - 32 запроса,
Минобразования Чувашии - 4 запроса,
среди органов местного самоуправления –
Чебоксарский район - 294 запроса,
г. Новочебоксарск - 148 запросов,
Аликовский район - 72,
Красночетайский район - 57,
Моргаушский район - 49,
Цивильский - 44,
г. Канаш - 39,
г. Шумерля - 27.
Остальные министерства и муниципалитеты либо не приступили, либо имеют единичные случаи направления запросов через СМЭВ.
За первую неделю июня министерствами и ведомствами направлено 15 запросов (Минприроды Чувашии), муниципалы отправили 369 запросов.
Начиная с июля 2012 года, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления межведомственные запросы в основном направляли с помощью электронной почты с использованием специальных каналов защиты персональных данных, факса и курьерской доставки 45 788 раз (13084 - муниципалы и 32704 запросов органы власти). Если Минобразования Чувашии в межведе направлено всего 2 запроса, то в бумажном виде запросов направлено 310, Минздравсоцразвития Чувашии (включая отделы социальной защиты населения) в бумажном виде направили 12307 запросов, а в межведе всего 87. Такая же ситуация и с муниципалами, количество запросов, направленных в бумажном виде в разы превышает количество запросов, направленных в межведе.
Для того чтобы система межведомственного взаимодействия заработала в Чувашской Республике в полной мере, органам власти и органам местного самоуправления запросы по государственным и муниципальным услугам необходимо направлять по разработанной системе межведомственного электронного взаимодействия.
С учетом значимости внедрения СМЭВ введен показатель в оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления Чувашской Республики «Количество направленных запросов в системе межведомственного электронного взаимодействия при предоставлении муниципальных услуг».
По данным мониторинга, проводимом Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Чувашская Республика находится на 74 месте среди субъектов Российской Федерации по обращению к федеральным и региональным сервисам при предоставлении государственных и муниципальных услуг. На сегодняшний день в рамках предоставления услуг по СМЭВ были направлены более 2 тысяч запросов к универсальным процессам региона, а также около 5000 запросов к электронным сервисам федеральных органов власти, и получены на них ответы по системе межведомственного электронного взаимодействия, что составляет лишь 0,01 % в общем количестве запросов.
Министерством проведены кустовые обучающие семинары по работе в СМЭВ для сотрудников органов местного самоуправления, сельских поселений, а также отделов социальной защиты населения, непосредственно предоставляющих услуги.
На заседании Окружного координационного совета по развитию информационного общества в Приволжском федеральном округе был озвучен рейтинг регионов ПФО по уровню развития информационного общества. По итогам 2012 года Чувашия заняла 5 место, уступив Татарстану, Пермскому краю, Башкортостану и Самарской области. Между тем, по итогам I квартала 2013 года республика поднялась еще на две строчки вверх, заняв 3 место. Впереди нас только республика Татарстан и Пермский край. Одним из показателей, отражающий уровень развития информобщества является доля документов и сведений, запрашиваемых по СМЭВ.
Организацию работы в системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) обсудили 6 июня на совещании в администрации г. Чебоксары. Мероприятие проведено с целью обсуждения проблемных моментов, возникающих во время работы в СМЭВ. На совещание были приглашены сотрудники всех министерств и ведомств, администраций районов и городов республики, непосредственно работающие в системе. Направление запросов и получение сведений обсудили на примере Росреестра, налоговой службы и Пенсионного фонда.
Основная часть запросов, направленных органами власти в Росреестр поступает до сих пор в бумажном виде, лишь 484 запроса поступило по СМЭВ. Такая же ситуация с Пенсионным Фондом и Налоговой службой. При возможности запроса по межведу «Сведений из ЕГРИП/ЕГРЮЛ» органы власти запрашивают до сих пор в бумажном виде. Как утверждают федеральные органы власти, приоритет при обработке запросов отдается тем запросам, которые поступили по межведу.
Предоставление в электронном виде государственных и муниципальных услуг.
На предоставление услуг в электронном виде (обеспечение возможности для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг) переведено 69 государственных и муниципальных услуг (42 государственных и 27 муниципальные услуги).
От жителей Чувашии на портале зарегистрировано 3066 обращений к региональным государственным и муниципальным (региональные государственные и муниципальные услуги предоставляются в электронном виде на портале с марта 2012 года).
В мае текущего года Министерство провело открытый урок, на котором презентовала ученикам старших классов возможности Единого портала государственных услуг. В частности, продемонстрировали создание личного кабинета на ЕПГУ и возможность получения учениками старших классов услуги Госслужбы занятости населения «Прием заявлений и организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время». Преподавание прошло в режиме видеоконференции в Чувашском республиканском институте образования. К уроку подключились учащиеся старших классов всех районов республики.
В настоящее время на Едином портале создали «Личный кабинет» практически все сотрудники органов власти и органов местного самоуправления республики. Тем самым получили возможность получения госуслуг в электронном виде через ЕПГУ. Но есть такие органы власти, в которых количество зарегистрированных менее 50 % от общего количества сотрудников органов власти: Минсельхоз Чувашии, Госветслужба Чувашии, Минтраспорта Чувашии; среди муниципалов: администрации Аликовского, Чебоксарского, Моргаушского, Ядринского, Ибресинского, Красноармейского районов, а также г. Шумерля.