В 2012 году Министерством информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики была продолжена работа, осуществляемая ранее Госкомсвязьинформом Чувашии по реализации государственной политики в сфере связи, телекоммуникаций и информатизации. Сегодня нами достигнуты значительные результаты в развитии телекоммуникаций, почтовой связи и сферы информатизации. Устойчиво растут объемы предоставленных услуг связи, улучшается их качество. Широкое развитие приобрели сфера информационных технологий и сети Интернет.
I. Информационная и телекоммуникационная инфраструктура.
Одним из направлений информационного общества сегодня является формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры. Развитие отрасли связи в Чувашии работает стабильно, ежегодно инвестируется в экономику республики более 3 млрд. рублей.
В республике действует 26 центров общественного доступа населения в администрациях районов и городских округах, 22 пункта общественного доступа сельских поселений, более 500 модельных библиотек, предоставляющих населению услуги по обеспечению доступа в сеть Интернет. ФГУП «Почта России» создано и функционирует 364 пункта коллективного доступа в Интернет (ПКД), в т.ч. 296 – в режиме универсальной услуги связи. Услугами ПКД в Интернет ежегодно пользуется более 80 тыс. человек.
Согласно опросу, проведенному осенью 2012 года в рамках проекта «Социокультурная эволюция регионов: Чувашская Республика», инициированный Российским гуманитарным научным фондом, на сегодня примерно 70% населения республики обеспечены компьютерами: из них 75,5% - в городе, более 60% (60,3%) – на селе. Подключение к интернету составляет 66,2% (2006 г. – 19%): в городе – 72,5%, на селе – 44,3%.
По данным Минобразования Чувашии, на сегодня в Чувашской Республике на 6,4 учащегося приходится один компьютер (в 2011 году – на 8,4 учащегося). Новое компьютерное оборудование позволило обеспечить образование школьников на качественно новом уровне.
В целях предоставления качественных услуг широкополосного доступа в интернет территорию Чувашской Республики охватывает оптическое волокно «Ростелекома». Также имеются оптические линии связи у операторов сотовой связи, представленных на территории Чувашии.
Всего на территории республики действует 6 компаний, предоставляющие услуги мобильной связи (ОАО «Вымпелком», ОАО «МТС», ОАО «Мегафон», ООО «Шупашкар GSM», ЗАО «НСС» и виртуальный оператор «Ё»). По данным, переданным операторами связи в Мининформполитики Чувашии, степень покрытия территории Чувашской Респуб-лики беспроводными системами широкополосного доступа 3-его поколения (3G) в среднем составляет почти 90%.
В конце 2012 года ОАО «Мегафон» объявил о запуске в Чувашии 4G (сети 4-го поколения по технологии ЛТЕ). Технологию 4G определяют как следующий этап развития беспроводной телекоммуникации. Технология 4G, в частности, позволит абонентам смотреть многоканальные телетрансляции высокой четкости, совершать дешёвые междугородные телефонные звонки.
Сегодня в республике активно ведутся работы по формированию элементов «электронного правительства». Важным инструментом «электронного правительства» является официальный Портал органов власти Чувашской Республики, который сегодня является одним из самых популярных сайтов среди органов власти и занимает 2-3 место. Только за день Портал органов государственной власти Чувашской Республики посещают примерно 9,5 тысяч уникальных пользователей.
Для популяризации Портала в октябре был запущен проект «нулевая зона». У пользователей мобильным интернетом появилась возможность бесплатно пользоваться такими сайтами, как cap.ru и gosuslugi.cap.ru. Это первый в стране подобный проект органов государственной власти, в рамках которого оператор обнуляет стоимость посещения. Инициаторам проекта выступил ОАО «Вымпелком», компании МТС и Мегафон к данному сервису подключились через месяц.
Мегафон шагнул еще дальше - услугу предоставляет всем абонентам Поволжского филиала, а это 14 миллионов человек. Таким образом, при посещении официального Портала органов власти Чувашской Республики интернет-сессии у абонентов Мегафон не тарифицируются по всему Приволжью.
Согласно данным Билайн, ежедневно Портал с помощью мобильного интернета посещают более 100 уникальных пользователей.
Назрела необходимость в очередной модернизации портала и приведения его в соответствие с новыми реалиями. В 2013 году Портал органов власти Чувашской Республики преобразится: появиться раздел «Личный кабинет», с помощью которого жители республики смогут проследить за «судьбой» своего обращения, когда оно принято, кому переслано для рассмотрения и т.д.), появится версия для слабовидящих, будет разработана новая система поиска по сайтам, обновятся подсистемы фото и видеоматериалов.
Не менее значимым инструментом «электронного правительства» является «Система электронного документооборота Чувашской Республики», позволяющая осуществлять электронное взаимодействие с использованием электронно-цифровой подписи и объединяющая все органы государственной власти Чувашской Республики, включая органы местного самоуправления, т.е. более 5000 автоматизированных рабочих мест.
Необходимым условием для создания электронного правительства и предоставления равного доступа к его услугам является формирование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
Первым его компонентом является единая распределенная сеть передачи данных органов государственной власти и местного самоуправления Чувашской Республики,
вторым - центры обработки данных (ЦОД), в которых концентрируются программно-аппаратные мощности, обеспечивающие функционирование информационных систем республиканского, ведомственного и муниципального значения
С повышением роли информационных систем возросли риски, связанные с недоступностью данных и информационных служб, необходимых для осуществления основных процессов и работ органов исполнительной власти. Информационные системы, все компоненты которых дублируются на случай отказа, но сосредоточены в одном месте, не могут служить гарантией полной доступности данных. Наиболее эффективным решением в этом случае явилось решение о создании резервного ЦОД на площадке Бюджетное Учреждение Чувашской Республики «Медицинский информационно-аналитический центр» Минздрава Чувашии. В 2012 году была произведена закупка оборудования для этих целей на сумму более 16 миллионов рублей.
В отчетном году в эксплуатацию была введена система IP-телефонии, позволившая существенно повысить эффективность работы сотрудников.
Выполнен первый этап развития корпоративной IP телефонии в органах исполнительной власти. Цифровой телефонией обеспечены Администрация Главы Чувашской Республики, Минфин, Минэкономики, Минюст, и Мининформполитики. Это позволило снизить расходы на услуги связи. Приобретено оборудование для подключения к технологической сети связи IP телефонии более 300 абонентов. Проведены конкурсы и закуплено оборудование для второго этапа развития корпоративной IP телефонии в органах исполнительной власти, что позволит подключить более 600 абонентов.
В отчетном году была произведена закупка офисной техники для органов государственной власти Чувашской Республики, обновление которой не происходило с 2007 года. Сумма закупки составила почти 28 миллионов рублей.
II. О межведомственном электронном взаимодействии при предоставлении государственных и муниципальных услуг Чувашской Республики
На реализацию основных направлений республиканской целевой программы «Информационное общество» в республиканском бюджете Чувашской Республики на 2011- 2012 годы предусмотрено более 56 миллионов рублей. На 2013 год в республиканском бюджете на реализацию направлений программы Информационное общество Чувашии предусмотрено 8,6 млн. рублей.
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. на 3-4 этапы предоставления услуг в электронном виде переведено 69 государственных и муниципальных услуг(обеспечение возможности для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде, а также осуществление мониторинга хода предоставления услуги с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг). В 2013 году запланировано перевести на V этап еще 36 услуг (обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг).
В настоящее время на Едином портале государственных услуг Российской Федерации зарегистрировано более 14 тыс. жителей республики. От жителей Чувашии на портале зарегистрировано более 28 тыс. обращений к федеральным государственным услугам и 1340 обращений к региональным государственным и муниципальным услугам. Чаще всего они обращаются к таким услугам, как: оформление паспорта гражданина Российской Федерации и загранпаспортов старого и нового образца, получение водительского удостоверения, регистрация по месту жительства, получение сведений из Пенсионного фонда Российской Федерации, проверка штрафов и задолженностей по налогам, техосмотр и регистрация автомобиля.
Одним из важных направлений при предоставлении госуслуг населению является межведомственное электронное взаимодействие. В межведомственном электронном взаимодействии участвуют 15 органов исполнительной власти Чувашской Республики, 26 муниципальных районов и городских округов и 291 сельское поселение. Межвед организован при предоставлении 64 государственных и 32 типовых муниципальных услуг, в которых выявлено межведомственное взаимодействие.
В начале февраля текущего года все услуги выведены в промышленную эксплуатацию, сотрудники органов власти и органов местного самоуправления обеспечены сертификатами доступа к региональной системе межведомственного электронного взаимодействия, и межведомственное электронное взаимодействие наряду с другими видами взаимодействия будет использовано при предоставлении всех государственных и муниципальных услуг Чувашской Республики.
Хотелось бы отметить, что наряду с межведомственным электронным взаимодействием, в Чувашии активно используются другие способы межведа. Для обмена информацией органы власти используют электронную почту с использованием специальных защищенных каналов связи, факс, курьерскую доставку. Начиная с июля месяца 2012года, сотрудниками органов власти и органов местного самоуправления направлено более двадцати шести тысяч запросов межведомственного взаимодействия.
Чувашская Республика вошла в число пилотных регионов по тестированию сведений, получаемых субъектами Российской Федерации от федеральных органов исполнительной власти с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.
III. Универсальная электронная карта в Чувашской Республике
В рамках реализации Федерального закона «Об организации предоставления государственных услуг» в 2012 году в Чувашской Республике была создана нормативно-правовая база по внедрению универсальной электронной карты.
С 9 января 2013 года в Чувашии начался прием заявлений от граждан на выдачу универсальной электронной карты. Принято более 300 заявлений. На 22 февраля 2013 года выдано гражданам более 40 УЭК.
На территории республики действуют три пункта приема заявлений и выдачи универсальных электронных карт. В конце февраля 2013 г. начнет прием заявлений на выдачу универсальных электронных карт и филиал Сбербанка России в г. Новочебоксарск.
До конца 2013 года планируется организовать пункты приема заявлений и выдачи универсальных электронных карт в каждом районе Чувашской Республики и довести долю выпущенных универсальных электронных карт к 2014 году – 22%, к 2015 году – 53%.
С апреля 2013 года начнется апробирование транспортного приложения на универсальной электронной карте в Чувашской Республике.
ИТОГО
Сегодня информационная и телекоммуникационная инфраструктура становиться одним из основных ресурсов развития и роста эффективности экономики любой страны мира и способствует удовлетворению потребностей граждан в услугах связи и информатизации.
Стоит отметить, что поставленная Президентом России задача вхождения России к 2015 году в число лидеров глобального информационного пространства требует четко скоординированной работы органов власти, бизнеса и гражданского общества. Согласно планам развития, все нововведения приведут к более удобному взаимопониманию населения с государственными органами и широкому внедрению информационных и коммуникационных технологий во все сферы деятельности общества.
Спасибо за внимание!