Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

1. Общая характеристика состояния информатизации региона

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://info.cap.ru/

Электронное правительство

В последние годы информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) приобретают все большее значение для государственного управления. В соответствии со стратегическим курсом на укрепление вертикали исполнительной власти задачи повышения эффективности управления бюджетной сферой на уровне регионов и муниципалитетов приобретают все большее значение. Необходимость обеспечения согласованных действий различных субъектов этого процесса является первоочередной задачей. Усложнение инфраструктуры, разнообразие форм собственности, увеличение объемов необходимой для принятия решений информации приводят к необходимости радикальных изменений в самой технологии принятия решений. Министерства, ведомства и другие элементы управленческой вертикали зачастую не имеют согласованной, целостной и актуальной информации о ситуации, что может приводить к снижению эффективности принимаемых мер, а иногда и к более серьезным отрицательным последствиям.

В качестве основных целей программ создания «электронных правительств» как правило, выступают: повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления, создание технологических предпосылок для развития гражданского общества посредством обеспечения прав на свободный доступ к информации. 

Более 10 лет Чувашская Республика является полигоном для построения регионального «электронного правительства».  Был пройден путь от автоматизации деятельности конкретных ведомств к созданию комплексной системы поддержки всей системы управления регионом на основе широкого применения ИКТ. Её ядром является единая республиканская информационно-аналитическая система, обеспечивающая поддержку решения основных задач государственного и муниципального управления. В рамках данной системы решена задача электронного документооборота, учета регионального и муниципального имущества и мониторинга его использования. Автоматизирован цикл планирования и исполнения бюджета на основе показателей результативности, реализована единая электронная система размещения заказов на приобретение товаров и оказание услуг, и многое другое, необходимое для эффективного, прозрачного и оперативного управления.

Создана комплексная система мониторинга и прогнозирования социально-экономического развития республики, работающая на принципах ситуационного оперативного центра. Руководство республики имеет возможность в любое время получить комплексную оценку положения дел с заданным уровнем детализации,  увидеть сценарии социально-экономического развития, просчитать возможные решения и спрогнозировать их последствия.

В любой современной стране, независимо от особенностей ее государственного устройства и уровня экономического развития, государство — основной поставщик услуг населению и организациям. Государственные учреждения являются источниками нормативных актов, лицензируют различные виды деятельности, обеспечивают социальную защиту населения и выполняют множество других общественно-необходимых функций. Кроме того, государство представляет собой и крупнейшего потребителя продукции и услуг частных и государственных организаций.  Создание электронного правительства позволяет улучшить взаимодействие органов власти с гражданами и хозяйствующими субъектами в первую очередь в таких сферах, как: налогообложение, оформление таможенной документации, регистрация и ликвидация юридических лиц, выдача лицензий и сертификатов, подготовка и представление отчетной документации. По мнению аналитиков, суть электронного государственного управления состоит в «непрерывной оптимизации предоставления услуг, участии граждан в управлении посредством преобразования внутренних и внешних взаимодействий через информационные технологии, сеть Интернет и новые средства массовой информации». Таким образом, ИКТ здесь выступает лишь как средство для достижения основной цели — оптимизации предоставления государственных услуг.

Ключевым инструментом, поддерживающим работу с гражданами и предприятиями, является единый Портал органов власти республики, созданный как единая точка обращения для всех с возможностью получения информации о деятельности государственных и муниципальных органов власти. Созданный в 1996 году, он заложил основу единого информационного пространства для власти и общества, позволил правительству республики контактировать с муниципальными образованиями в режиме он-лайн. Вокруг сайта Администрации Президента Чувашии начали объединяться  информационные потоки. Граждане, приходящие в центры общественного доступа, в сельские модельные библиотеки, другие пункты коллективного доступа могут через единую точку входа, что также принципиально важно, быстро попасть на сайт любого республиканского министерства, на сайт любого муниципалитета, парламента, судебных органов и даже на сайт любого территориального федерального органа, а через систему ссылок – попасть на сайты федеральных министерств. Мы реально создали для населения  Чувашии точку доступа ко всем уровням и всем ветвям власти. В рамках портала www.cap.ru, который построен по динамической программной технологии, осуществляется хостинг более 400 сайтов органов власти и организаций республики, на которых предоставлено населению и организациям более 1000 государственных услуг (сервисов) с включением необходимых для их исполнения форм документов.

Все это стало возможным благодаря тому, что в республике создана современная цифровая телекоммуникационная инфраструктура. При этом данная сеть представляет комбинированное решение, использующее ресурсы операторов фиксированной и подвижной связи. Для устранения цифрового неравенства внутри республики была построена целая инфраструктура общественного доступа к сети Интернет на базе специальных центров общественного доступа, модельных библиотек и почтовых отделений, насчитывающая в общей сложности более 1000 пунктов. Это позволило довести современные сервисы до самых малообеспеченных слоев населения. Создан единый республиканский центр обработки данных, обеспечивающий сбор необходимой информации со всех муниципальных и территориальных органов власти, социально значимых хозяйствующих субъектов (учитывающий более 10 тысяч показателей). Сформирована инфраструктура единой системы электронного документооборота, которая позволяет вести как внутренний документооборот органа исполнительной власти и местного самоуправления, так и электронное взаимодействие (переписку) с другими органами исполнительной власти и местного самоуправления, а также электронной цифровой подписи органов власти, обеспечивающая возможность оперативного взаимодействия с финансовыми органами при исполнении бюджета.

Для обеспечения получения полной и актуальной информации о состоянии жилого фонда Чувашской Республики в рамках создания ОГИР «ЗАГС – ПВС – ЖКХ» разработана единая информационная система расчетов за коммунальные услуги АИС «ЖКХ», в которую включена информация о техническом состоянии объектов жилфонда. Эта система внедрена в г. Чебоксары, Красноармейском, Шемуршинском, Цивильском, Козловском районах республики, что позволило организовать расчеты за коммунальные услуги в г. Чебоксары через банкоматы и платежные терминалы.

Разработанный и внедренный в республике сайт «Госзаказ Чувашской Республики», объединяющий более 1800 государственных и муниципальных заказчиков республики, награжден по итогам 2006 года дипломом Минэкономразвития России как один из 10 лучших официальных сайтов России по размещению информации о заказах федерального и регионального уровней.

Таким образом, «электронное правительство» — это не частичное технологическое решение, а концепция осуществления государственного управления. Изменение нормативно-правовой базы, принципов формирования и расходования бюджета, придание легитимного статуса электронным документам и регламентам — все это вместе с другими компонентами жизнедеятельности общества является основой для реформирования государственного управления и успешного функционирования «электронного правительства».

Система здравоохранения Чувашской Республики по уровню использования современных информационных технологий занимает одно из ведущих мест в России. Информационная система здравоохранения республики объединяет 120 субъектов различной ведомственной подчиненности и форм собственности. В лечебно-профилактических учреждениях используется более 1,5 тыс. компьютеров, накоплен богатый опыт, связанный с разработкой и внедрением единых информационных стандартов, сбором и анализом баз данных, ведением информационно-поисковых регистров, организацией ведомственного электронного документооборота.

На сегодняшний день организация и проведение телемедицинских консультаций осуществляется на трех взаимосвязанных уровнях: в телемедицинских пунктах на базе межрайонных центров, в телемедицинских центрах клинического уровня на базе государственных учреждений здравоохранения, при необходимости - на уровне межрегиональных и/или федеральных клиник в режиме of- line и on- line.

В телемедицинской системе Чувашской Республики функционирует 3 телемедицинских центра в г. Чебоксары на базе ГУЗ «Президентский центр охраны материнства и детства», ГУЗ «Республиканская детская клиническая больница», ГУЗ «Республиканская клиническая больница №1» и 2 телемедицинских пункта на базе МУЗ «Канашская городская больница» и МУЗ «Батыревская ЦРБ», объединенных в единую систему республиканской телемедицинской сети, что позволило обеспечить связь на всех уровнях, включая ведущие медицинские центры России и зарубежных государств.

В Чувашии были введены в республиканскую телекоммуникационную систему 360 отделений врачей общей практики, более половины из них расположены в дальних сельских районах. Введение отделений врача общей (семейной) практики в единую республиканскую телемедицинскую систему позволяет врачам из удаленных уголков республики консультироваться со специалистами из столичных центров.

Телемедицинские технологии позволили решить две социально важные задачи: обеспечить общедоступность медицинского обслуживания населения и обеспечить единый высокий стандарт качества медицинской помощи пациенту независимо от того, где он лечится.

Использование телемедицинских технологий позволило на 30% сократить временные и материальные затраты по постановке правильного диагноза и выбору тактики лечения больного, резко (в 2-3 раза) снизить расходы и пациента и бюджета на консультации в федеральных медицинских центрах, а также обеспечить общедоступность этого вида медицинской помощи населению Чувашской Республики без ограничения федеральными квотами.

В дальнейшем предполагается использовать республиканскую телемедицину для предоставления уникальной возможности удаленного аудио-визуально-обращения врачей и пациентов в реальном времени. Появится принципиально новый вид медицинской и социальной помощи - телепатронаж. Этот вид помощи крайне важен для одиноких пожилых людей и пациентов с ограниченными возможностями, находящихся дома или в реабилитационных учреждениях, для пациентов после операций, для пациентов в детских домах и домах престарелых. Перспективы и проблемы телемедицины в настоящее время определяются ее развитием в направлении решения организационно-методических, технических, клинических и правовых вопросов.

В целях дальнейшего развития телекоммуникационных средств передачи данных необходимо дальнейшее проведение работ по поэтапному объединению автоматизированных рабочих мест в лечебно-профилактических учреждениях в локальные вычислительные сети, с этапа создания малых локальных сетей до полной автоматизации.

Реформа системы скорой медицинской помощи основана на решении проблем организационной перестройки службы неотложной медицинской помощи путем передачи функций последней в ведение амбулаторно-поликлини¬ческой службы и врачей общей практики.

В настоящее время в службе «03» в Чувашской Республике запущен в эксплуатацию программно-аппаратный комплекс автоматизированной системы единой дежурной диспетчерской службы (ПАК АС ЕДДС), организованы 5 межтерриториальных диспетчерских пунктов, где осуществляется прием всех вызовов от населения и оперативное управление бригадами скорой медицинской помощи с учетом наиболее удобного и кратчайшего пути доезда.

175 автомобилей за счет средств республиканского бюджета снабжены устройствами связи стандарта «TETRA» и системой спутникового позиционирования на основе GPS; также оснащены 49 стационарных диспетчерских пункта.

С момента ввода ПАК АС ЕДДС в эксплуатацию была признана его высокая эффективность, значительно сократилось время реагирования, в нормативное время подъезда на вызов стали укладываться до 95% машин при 87% до введения системы.

Среднее время ожидания пациентами бригад скорой помощи сократилось до 18 минут (Россия – 25 минут).

Обеспечено в рамках единой диспетчерской службы:

            а) переадресация звонков на «03» с муниципалитетов в межрайонные диспетчерские пункты;

            б) оперативная связь межрайонных диспетчерских пунктов с автомобилями скорой медицинской помощи прикрепленных муниципалитетов (для г.Чебоксары – со всеми автомобилями и станциями) на основе созданной транковой сети на территории Чувашии, где возможен обмен как голосовой, так и цифровой информацией.

            в) объединение диспетчерских пунктов в единую телекоммуникационную сеть с использованием выделенных линий и ADSL-модемов.

В развитие системы ПАК АС ЕДДС в республике создается единая диспетчерская служба системы вызова экстренных оперативных служб «112». Первые ее элементы смонтированы и в настоящее время ведется опытная эксплуатация макета ее программно-технического комплекса в структурах МЧС и МВД России по Чувашской Республике.

В последние годы огромное внимание уделяется использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. В результате реализации совместно с федеральными структурами программ и проектов в республике достигнута достаточно высокая степень оснащенности компьютерами: 1 компьютер приходится на 25 учащихся. Абсолютное большинство школ имеют собственные сайты, электронную почту, что позволяет учащимся и учителям находиться в едином общероссийском и мировом информационном пространстве.

В рамках национального проекта эта работа усилилась, идет активное подключение школ к широкополосному Интернету с бесплатным трафиком работы в сети и до конца этого года Интернет-ресурсы станут доступными для всех школ.

В настоящее время в Чувашии активно формируется инфраструктура дистанционного обучения, позволяющая каждому школьнику, независимо от места проживания и уровня дохода семьи, получить доступ к качественным образовательным услугам.

Дистанционная форма, прежде всего, используется для сельских школьников. У нас уже появились «сетевые учители», которые ведут в дистанционной форме уроки в нескольких школах. Они являются обладателями денежных премий в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Республиканский центр дистанционного обучения, созданный при Чувашском республиканском институте образования и 26 муниципальных ресурсных центрах, ведут активную работу по повышению квалификации учителей с использованием дистанционных форм обучения.

Популярны среди учащихся дистанционные олимпиады по общеобразовательным предметам. В 2006 году в олимпиадах по программированию, физике, биологии, математике, русскому языку и дистанционном конкурсе «Инфознайка» приняли участие 10 процентов учащихся республики (в 2003 г.-0,5%).

Дистанционное обучение также должно широко применяться для обучения детей с особыми потребностями. Так, в 59-ой школе г. Чебоксары уже начали работу в этом направлении, которую необходимо активно развивать в республике.

В 2007 г. завершена программа создания сети сельских модельных библиотек. По данным на 1 января 2007 г. в Российской Федерации доля модельных библиотек составляла 7-10 %, в Чувашской Республике – 81,8 %. На 01.06.2007 года в Чувашской Республике создано 500 сельских модельных библиотек. Модельные библиотеки оснащены современным компьютерным оборудованием, аудио- и видеоаппаратурой, подключены к сети Интернет, сформирован фонд электронных обучающих программ, учебников, познавательных и художественных фильмов, приобретены новые книги. В основном все библиотеки газифицированы, в них проведены ремонтные работы, каждая вторая библиотека расширила площади или перешла в улучшенное здание. Общие финансовые затраты на модернизацию сельских библиотек к концу реализации программы составят более 100 млн. руб. из бюджетов разных уровней.

По сравнению с 2003 годом, годом начала программы, число пользователей сельских библиотек увеличилось на 30%. Программа технического перевооружения библиотек позволила обеспечить значительную часть сельского населения качественными информационными услугами на основе компьютерных технологий.

Следующим шагом развития качественно новой системы библиотечно-информационного обслуживания сельского населения станет создание единой электронной библиотеки республики, в основе которой будут лежать корпоративные, интеллектуальные ресурсы библиотек и архивов республики. На базе Национальной библиотеки Чувашской Республики планируется создать единый центр каталогизации для библиотек республики, сводный каталог, WEB-портал библиотек Чувашии, единую справочную службу, центр консервации, реставрации и микрофильмирования документов, внедрить программу дистанционного обучения библиотекарей.

Нарастающими темпами идет интеграция в единое информационное пространство организаций культуры, средств массовой информации, архивных учреждений: за последние два года было создано четыре новых мощных информационных сетевых проекта.

С 2005 года в республике функционирует Интернет-портал «Культурный провайдер Чувашии», в рамках которого активно открываются сайты учреждений культуры и искусства республики, что приблизило сельских жителей к учреждениям культуры: сегодня они могут беспрепятственно посмотреть репертуар республиканских театров и концертных учреждений, экспозиции новых выставок, более 30 страниц творческих коллективов и отдельных авторов, не выезжая за пределы деревни.

С момента открытия портала его посещаемость выросла от 15 человек в день, до 500-600.

В июне 2006 года создан другой коллективный Интернет-портал - «СМИ Чувашии», на котором пользователи России, а также зарубежных стран, могут читать публикации республиканских, районных и городских газет Чувашии как на русском, так и на чувашском языках. Портал - имиджевый, информационно-политический и общественный ресурс Чувашии, который в перспективе должен стать активным участником формирования общественного российского мнения о Чувашии, средством воздействия и влияния на ход развития жизни республики. Уже сейчас число посетителей портала возросло до 5000 человек в месяц. При этом до 20% из них проживают за пределами Российской Федерации.

Интернет-портал «Архивы Чувашии», аккумулирующий информационные ресурсы 4 государственных и 25 муниципальных архивных учреждений республики, обеспечивает единую для всех архивов Чувашии информационную среду и удобную для пользователей систему поиска информации, услуг. В настоящее время портал «Архивы Чувашии» занимает одно из ведущих мест среди российских архивных сайтов. Свидетельство тому – проведение на базе Чувашской Республики в мае т.г. межрегионального совещания-семинара по проблемам создания и развития российских архивных сайтов.

Презентованный в октябре 2006 года портал «Интернет-вещание Чувашской Республики» впервые позволил пользователям Интернета во всех регионах и странах мира, где проживает чувашская диаспора, смотреть и слушать передачи чувашского радио и телевидения республики в он-лайновом режиме. В свободном доступе представлены не только свежие новости, но и уникальные архивы аудио- и видеоматериалов ГТРК «Чувашия», в том числе и на чувашском языке. Внедрение этого проекта позволило преодолеть некоторые ограничения, связанные со слабым приемом радиосигналов в ряде районов Чувашии, и использовать его аудиоресурсы в качестве альтернативы традиционному радио.

Внедрение ИКТ в государственном и муниципальном управлении

Внедрение ИКТ в государственном и муниципальном управлении в Чувашии рассматривается как система мер по улучшению качества государственного управления. Основными целями являются:

          повышении прозрачности деятельности государственного аппарата;

          снижении бремени государственного регулирования для граждан;

          сокращении нагрузки на региональный и местные бюджеты.

Одной из основных мер, обеспечивающей достижение поставленных целей является – создание единого информационного пространства для деятельности органов исполнительной власти всех уровней: муниципального, регионального и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Основным является внедрение и обеспечение автоматизированного обмена информацией используемой органами государственной власти и муниципального самоуправления.

Первым шагом в этой сфере стало  создание Объединенного государственного информационного ресурса для мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономической ситуации в Чувашской Республике (ОГИР МАП).

Данный информационный ресурс содержит более 11 700 показателей, характеризующих социально-экономическое развитие Чувашской республики, ее городов и районов, 1 500 показателей связанных с характеристикой деятельности социально значимых  предприятий Чувашской Республики и более 500 показателей, относящихся к сведениям о предприятиях и индивидуальных предпринимателях Чувашии.

Поддержание в актуальном состоянии столь обширного объема информации в основной своей массе осуществляется на основании сведений территориального органа федеральной службы государственной статистики в Чувашской Республике.

В системе ОГИР МАП только в 2007 г. было накоплено около 1 млн. единиц информации по всем показателям за период с 2004 г., в том числе  и в территориальном разрезе. Ежемесячно поступает около 2 400 показателей по Чувашской Республике и около 500 показателей по муниципальным образованиям, каждый квартал заносятся еще около 2 000 показателей по Чувашии и ежегодно в систему передается из всех источников 4 500 показателей о Чувашии и порядка 500 показателей в разрезе муниципальных образований.

Следующим шагом должно стать расширение информационного пространства за счет обеспечения полного автоматизированного обмена с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и вовлечения в этот процесс органов местного самоуправления, наиболее перспективными направлениями здесь являются взаимодействия с органами:

          налоговой службы в части расширения информационного ресурса базирующегося на ЕГРЮЛ и ЕГРИП и обмена сведениями;

          Чувашстата в части 100% предоставления показателей с использованием средств электронного взаимодействия;

          Чувашской таможни в части обмена сведениями об экспорте и импорте товаров на территорию Чувашской Республики с использованием средств электронного взаимодействия;

          местного самоуправления в части предоставления сведений в ОГИР МАП администрациями  муниципальных районов и  формирование статистики муниципального уровня.

Обеспечение доступности современных информационно-коммуникационных услуг для населения.

Основой этих планов является создание высокоскоростных каналов связи на территории Чувашской Республики.

Инфраструктура связи является одним из важнейших ресурсов социально-экономического развития. Доступность современных услуг связи на всей территории республики во многом определяет темпы экономического роста, качество жизни населения, эффективность государственного управления, охраны правопорядка и обеспечения национальной безопасности.

На протяжении последних пяти лет связь является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей, темпы ее роста значительно опережают общие темпы роста экономики и составляли в среднем от 20 до 30 процентов в год. В 2006 году объем платных услуг связи, оказанных населению вырос на 26,5 процента по отношению к предыдущему году и составил 3,5 млрд. рублей. Рост происходит во всех сегментах электросвязи: фиксированной, мобильной, телерадиовещании, а также в почтовой связи.

За последнее десятилетие уровень проникновения фиксированной связи в Чувашии увеличился и сегодня составляет около 25,6 телефонных номеров на 100 человек. Очередность на установку телефонов по наиболее крупным городам Чувашии практически ликвидирована. Число телефонизированных сельских населенных пунктов в Чувашской Республике по состоянию на 01.01.2006 г. составило 93,2 %, аналогичный показатель по Российской Федерации составил 67,0 %, по Приволжскому федеральному округу – 75,3 %.

В республике повышается качество инфраструктуры фиксированной электросвязи. В 2006 году построены и введены в эксплуатацию внутризоновые волоконно-оптические линии связи: Ядрин-Красные Четаи-Шумерля и Цивильск-Козловка-Урмары-Янтиково-Канаш общей протяженностью 234 км. Протяженность внутризоновых волоконно-оптических линий передачи выросло до 694,4 км, в настоящее время ведется  строительство участков Алатырь – Порецкое-Шумерля.

На местной телефонной сети за 2006 г. реконструированы, расширены и построены АТС общей емкостью 44,9 тыс. номеров, что 1,7 раза больше, чем в 2005 году, в 2007 году планируется заменить 105 устаревших сельских АТС на цифровые.

В целях обеспечения доступа населения к информационным ресурсам в республике создано 1065 центров и пунктов коллективного доступа в Интернет,  созданы льготные условия для приобретения населением вычислительной техники и подключения ее к информационным ресурсам за счет субсидирования процентных ставок по кредитам, привлеченным населением на приобретение компьютерной техники. И это дает ощутимые результаты, на сегодня в республике, по данным Чувашстата, в 30 домохозяйств из 100 имеется компьютер, в том числе в 36 – в городах и в 21 – на селе, тогда как по данным 2003 года только 1,3 % домохозяйств имели компьютеры.

В республике действует 28 операторов, предоставляющих услуги доступа к информационным ресурсам по выделенной линии по коммутируемым каналам, посредством мобильной связи (GPRS, EDGE). Общее количество пользователей ресурсами Интернет составляет 65,0 тыс. абонентов, что больше, чем на начало 2006 года на 38,0 %.

В 2006 г. продолжено  развитие  сети кабельного телевидения. На  конец  2006 г. количество абонентов сети кабельного телевидения составило 167,6 тыс.ед., г. Новочебоксарск практически на 100 % обеспечен кабельным телевидением.

Наиболее динамично развивающимся сегментом является мобильная связь. Число абонентов мобильной связи в Чувашии на сегодняшний день достигло 1270,41 тысячи. Мобильным телефоном пользуются почти каждый житель Чувашии. Услуги мобильной связи доступны населению практически на всей заселенной территории республики (98 % территории). Обостряющаяся конкуренция заставляет операторов расширять спектр предлагаемых услуг и снижать тарифы.

Однако, несмотря на достигнутые результаты, развитие инфраструктуры связи происходит неравномерно, существуют серьезные диспропорции в уровне доступности современных информационно-коммуникационных услуг для отдельных групп населения  в отдельных муниципальных образованиях. Качество и надежность инфраструктуры связи во многих случаях являются недостаточными для оказания услуг, отвечающих современным требованиям. Зачастую применяются морально и технически устаревшие средства связи. Существующие темпы модернизации инфраструктуры связи и предоставления на ее базе современных услуг связи не позволяют обеспечить полное удовлетворение растущих потребностей населения и организаций, ряд сельских поселений имеет связь низкого качества, с недостаточной пропускной способностью.

 

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика