В 2000 году в рамках Программы реформирования системы управления общественными финансами разработана и начата реализация концепции Республиканской информационно-аналитической системы (РИАС). Первый этап РИАС был в основном реализован к концу 2001 года. Подверглась модернизации республиканская телекоммуникационная сеть, во всех районах были созданы многоканальные узлы доступа. В муниципальных администрациях развернуты сервера, поддерживающие интегрированные муниципальные банки данных, и локальные сети, объединяющие информационные комплексы подразделений администраций. Внедрена единая информационная система республиканского казначейства, связавшая финансовые органы республики и реализующая полностью автоматизированный бюджетный процесс.
Создана собственная республиканская телекоммуникационная система "Интранет-Чувашия", в которую включены все органы государственной власти, предприятия и организации республики. Число пользователей глобальной сети Интернет достигло 50 тысяч и продолжает увеличиваться. Для малообеспеченных граждан во всех районах и городах республики открыто 26 Центров общественного доступа администраций районов и городов республики. Кроме того, в Чебоксарском районе дополнительно в 22 сельских администрациях открыты пункты общественного доступа. Бесплатным доступом в 2004 году воспользовалось более 15 тыс. чел., а за 1-ое полугодие 2005 г. – более 12 тыс. человек. Кроме того, во всех районах и городах республики ФГУП "Почта России" открыто 46 пунктов коллективного доступа, имеется широкая сеть Интернет-салонов, которые ежемесячно посещает более 9000 жителей республики. Открыто 119 модельных библиотек, так же оснащенных доступом к мировому культурному наследию, до 2010 году планируется открыть еще 250 модельных библиотек. Практически любой житель республики сегодня имеет как платный, так и бесплатный доступ к Интернет-ресурсам.
В республике реализуются пилотные проекты федеральной целевой программы "Электронная Россия" по созданию важнейших объединенных государственных информационных ресурсов и систем: государственных закупок, экономического мониторинга и прогнозирования, персонифицированного учета населения, а также интегрированного и обновленного портала органов власти.
Официальный портал органов власти Чувашской Республики объединяет в себе более 140 сайтов органов власти, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов власти и других организаций. Ежедневно на портале появляется более 600 публикаций, что сравнимо по объёму материала со средним информационным агентством. Новости, планы мероприятий, публикации прессы, структура и функции органов власти, кадровые вакансии – вот далеко неполный перечень разделов портала.
После принятия в начале 2002 года Федеральной целевой программы "Электронная Россия", ход реализации проекта РИАС синхронизируется с планами и действиями федеральных органов власти.
Совместно с федеральным Министерством связи и информатизации в республике реализуются пилотные проекты по созданию информационных систем в органах власти и их подключению к телекоммуникационной сети. Поставка более тысячи новых компьютеров, создание мощного республиканского центра обработки данных, развертывание центров общественного доступа во всех районных центрах республики, подключение к сети сотен школ, библиотек и лечебных учреждений – таков масштаб этих проектов.
В Чувашии реализуется Программа информатизации образования. Первым этапом на пути ее создания явилась реализация с 1995 года Программы информатизации образования Чувашской Республики до 2000 года. В этот период создано около 400 кабинетов информатики и вычислительной техники, в том числе и в Чувашском республиканском институте образования - с современным оборудованием и подключением к сети Интернет. Для своевременного формирования заказов на учебники, учебно-методическую и художественную литературу для общеобразовательных учреждений республики в соответствии с проектом "Информационная система учебного книгоиздания" созданы 38 районных и городских информационных центров.
Осуществлена компьютеризация школ на общую сумму 83 млн. рублей: в 2001-2004 годах 948 школ и средних профессиональных учебных заведения получили 4900 комплектов компьютерного оборудования и электронных изданий учебного назначения. В результате проведенной работы обеспеченность учащихся с одного компьютера на 300 учащихся в 2000 году доведена в 2005 году до одного компьютера на 34 школьника и это, в основном, за счет оснащения сельских школ, где на один компьютер – 24 школьника. Все сельские базовые школы обеспечены полным учебным классом компьютерного оборудования.
В рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" ведется работа по созданию телекоммуникационной системы удаленного доступа школ к информационным образовательным ресурсам. В соответствии с Программой 133 школы республики подключены к информационным образовательным ресурсам по спутниковым каналам связи. На сегодня 63 % школ имеют электронную почту, 60 % школ подключены к сети Интернет. Благодаря этому школьники включаются в диалог со своими сверстниками и преподавателями во всем мире, принимают участие в дистанционных олимпиадах, становятся участниками или инициаторами проектов, получая при этом и языковую практику.
В рамках Республиканской целевой программы "Единая информационно-аналитическая система здравоохранения и обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2002-2005 годы", утвержденной в 2002 году постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики, разработана технология построения корпоративных сетей городского и районного уровней, отдельных служб в качестве структуры единого информационного пространства, проведена интеграция единой информационно-аналитической системы отрасли здравоохранения и обязательного медицинского страхования в РИАС. Отработана технология применения телемедицинской системы в обучении и повышении квалификации медицинских кадров, системы переподготовки участковых педиатров и терапевтов во врачей общей/семейной практики, созданы и оснащены консультационно-обучающий телемедицинский центр и консультационный телемедицинский пункт на базе государственного учреждения здравоохранения "Республиканская клиническая больница № 1" Минздрава Чувашии и филиала консультационного телемедицинского пункта на базе МУЗ "Канашская городская больница" для проведения дистанционного обучения и консультаций с ведущими медицинскими и научными центрами. С 2003 года проведено более 500 консультаций врачей районных лечебно-профилактических учреждений со специалистами ведущих республиканских клиник; 357 консультаций - с медицинскими клиниками и научно-исследовательскими институтами федерального назначения, из них 132 - в режиме on-line, телесимпозиум, телемост, проведено более 200 часов лекций. Экономическая эффективность телеконсультаций с 2003 г. составляет более 3200 тыс. руб., сокращение расходов на повышение квалификации врачей и средних медицинских работников за эти годы составила 2600 тыс. рублей.
Создается информационная система Республиканской научно-медицинской библиотеки для организации информационного обеспечения практических врачей. Введена единая система формирования страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования, разработана система обеспечения конфиденциальности информации в информационных системах и корпоративных сетях единой информационно-аналитической системы,
В соответствии с соглашением Правительства Чувашии и Минэкономразвития России в Республике реализуется проект по внедрению системы персонифицированного учета населения республики. В рамках создания объединенных государственных информационных ресурсов (ОГИР) все ЗАГСы и паспортные столы РОВД оснащены компьютерами и связаны в единую систему, позволяющую повысить достоверность учета и оперативность обслуживания граждан.
В рамках проекта в Калиниском районе г. Чебоксары внедрена новая автоматизированная информационная система по расчёту жилищно-коммунальных платежей АИС «ЖКХ». На очереди внедрение во всех районах Чувашии. Система позволит в интеграции с АИС «Паспортный стол ЖЭО» и АИС «ЗАГС» вести первичный учёт населения. В перспективе планируется интегрировать различные ведомственные системы учета населения с использованием репозитария на основе присвоения ИПД.
Помимо совершенствования деятельности органов власти в сфере учета населения, повышения эффективности использования бюджетных средств на социальные программы и обеспечения адресного предоставления льгот, при создании ОГИРов ставится задача радикального изменения стиля обслуживания населения, избавления граждан от стояния в очередях в "присутственных местах", сбора громадного количества справок за счет внедрения системы оказания электронных государственных услуг - сервисов. Уже сейчас на портале есть информационный раздел, в котором описан регламент оказания более 70 услуг с возможностью получения электронных форм документов, необходимых для оказания услуги. В планах – реализация части государственных услуг интерактивно.
С этой целью ведется тестовое испытание корневого удостоверяющего центра электронно-цифровой подписи 2-го уровня на базе действующего корпоративного удостоверяющего центра органов государственного управления Чувашской Республики.
На базе республиканского Центра обработки данных создан Ситуационный центр, внедрена информационно-аналитическая система мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития Чувашской Республики (ОГИР МАП), которая предназначена для обеспечения информационно-аналитической поддержки принятия решений в органах власти Чувашской Республики. За счет создания централизованного хранилища данных более 2000 социально-экономических показателей, автоматизированного обмена данными с органами статистики повысилась оперативность решения управленческих задач для функционального взаимодействия руководства и специалистов органов государственной власти и управления. ОГИР МАП обеспечивает их актуальной аналитической и прогнозной информацией для обоснования управленческих решений по текущему и перспективному планированию и регулированию социально-экономических процессов республики.
В республике внедрена автоматизированная информационная система "Государственный заказ". Учитывая требования нового законодательства (Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ) в области государственных (муниципальных) закупок, заказчики приступили к размещению государственного и муниципального заказа с использованием автоматизированной системы. В настоящее время в системе работает 220 заказчиков, введено более 4800 заявок на закупку товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. В обязательном порядке, с использованием АИС ГЗ, подлежат размещению закупки осуществляемые для нужд 2006 года (открытые закрытые конкурсы, закупки способом котировок цен, у единственного источника и без проведения конкурса). Ориентировочное число заказчиков пользователей (клиентов) системы по Чувашии в будущем составит более 1500. Для обеспечения доступа всех клиентов к серверу госзакупок осуществлена возможность ввода информации по: локальной сети; посредством удаленного доступа или через модем; через Интернет.
Для обеспечения качественного ввода информации на регулярной основе на базе Госкомсвязьинформ Чувашии проводятся семинары-обучения. С начала года обучение прошло более 100 человек, постоянно работает горячая телефонная линия, функционирует Интернет - сайт.
В республике действует подсистема "Финансы", которая обеспечивает оперативное управление финансовыми потоками, позволяет реализовать информационное взаимодействие органов управления на республиканском и муниципальном уровнях (финансовые отделы (управления) Минфина Чувашии по городам и районам), аналитическое управление системой республиканских финансов (в том числе прогноз, составление и контроль исполнения бюджета, формирование единого баланса активов и пассивов Чувашской Республики, управление долгом).
В этом году начато внедрение в органах государственного управления, в бюджетных организациях системы безбумажного документооборота, позволяющего повысить эффективность труда работников управленческого аппарата, автоматизировать основные операции документооборота и делопроизводства, сократить затраты труда и материалов на документирование деятельности органов государственного управления и улучшить информационное обеспечение органов управления всех уровней. В настоящий момент АИС СЭД развернута и функционирует в 14 органах исполнительной власти и 22 органах местного самоуправления. К разработанной системе проявляют большой интерес не только организации Чувашской Республики, но и из других регионов Российской Федерации. Так, в течение 2005 года состоялись рабочие встречи с представителями Сахалинской, Рязанской, Ульяновской Ярославской областей, республик Татария и Бурятия.
Все это позволит на основе внедрения автоматизированной информационно-аналитической системы мониторинга и прогнозирования Чувашской Республики, муниципальных образований и организаций обеспечить открытость деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечить построение "электронного правительства" в Чувашской Республике на республиканском и муниципальном уровнях.
Использование ИКТ организациями
В 2004 году число организаций, использовавших информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) по сравнению с 2003 годом возросло на 7,6% (обследованию подлежали крупные и средние организации всех отраслей экономики, кроме сельского, лесного и жилищно-коммунального хозяйств, заготовок, охраны общественной и пожарной безопасности). Компьютерный парк увеличился на 18,5% и составил 31059 единиц. В расчете на 100 человек работавших приходилось 15 компьютеров.
В составе локальных вычислительных сетей находилось около 73% персональных компьютеров, почти каждый четвертый компьютер имел доступ к глобальным сетям, в том числе каждый пятый – к сети Интернет.
Число организаций, использовавших информационные технологии, уровень их информационной активности
|
На 1 января 2004г. |
На 1 января 2005г. |
Число организаций, использовавших ИКТ, ед. |
991 |
1066 |
Число организаций, использовавших, единиц: |
|
|
персональные компьютеры |
991 |
1066 |
локальные вычислительные сети |
566 |
682 |
электронную почту |
574 |
775 |
сеть Интернет |
492 |
737 |
другие глобальные сети |
85 |
296 |
Численность работников организаций, использовавших ИКТ, тыс.человек |
221,6 |
202,9 |
Численность работников организаций, использовавших, тыс.человек |
|
|
персональные компьютеры |
221,6 |
202,9 |
локальные вычислительные сети |
186,0 |
172,6 |
электронную почту |
186,4 |
182,9 |
сеть Интернет |
174,3 |
179,2 |
другие глобальные сети |
44,3 |
70,3 |
Количество персональных компьютеров на 100 человек работавших в обследованных организациях, единиц |
11 |
15 |
Количество персональных компьютеров на 100 человек работавших в организациях, использовавших ИКТ, единиц |
12 |
15 |
Уровень информационной активности организаций*, в % |
84,8 |
86,6 |
* Удельный вес организаций, использовавших ИКТ, в общем числе обследованных организаций |
Из числа информационно-активных организаций персональные компьютеры использовали все организации, 72,7% из них использовали электронную почту, 64,0% - локальные вычислительные сети, 69,1% - сеть Интернет и 27,8% - другие глобальные информационные сети. Более 83% информационно-активных организаций в своей работе использовали специальные программные средства. В основном они использовались для решения организационных, управленческих и экономических задач (65,7%), а также как электронные справочно-правовые системы (42,8%).
Каждая пятая организация имела собственный WEB-сайт в Интернете.
Целями использования сети Интернет и других глобальных информационных сетей являлись: использование электронной почты (это отметили 74,2% организаций, использовавших Интернет и другие глобальные информационные сети), поиск информации в сети (49,1%), обмен информацией в электронном виде (49,3%), обучение и подбор персонала (соответственно 14,6% и 4,9%).
В коммерческих целях для связи с поставщиками глобальные сети использовались в основном для получения сведений о необходимой продукции (31,8% организаций), предоставления сведений о потребностях в продукции (20,3%), размещения заказов на необходимую продукцию (17,9%), получения электронной продукции (14,3%), оплаты поставляемой продукции (7,7%).
Использование сетей для связи с потребителями осуществлялось в целях предоставления сведений об организации, ее продукции (24,5% организаций), получения заказов на выпускаемую продукцию (14,1%), осуществления электронных расчетов с потребителями (7,3%), послепродажного обслуживания (3,0%), распространения электронной продукции (2,7%).
В ходе обследования были оценены результаты использования Интернета и других глобальных информационных сетей. Улучшение имиджа отметили 37,1% организаций, улучшение условий труда – 29,0%, изменение содержания труда, повышение его привлекательности – 27,8%, улучшение качества взаимодействия с партнерами – 27,7%, привлечение новых поставщиков – 21,9%, ускорение процессов производства и реализации продукции – 20,2%, сохранение традиционных рынков сбыта – 17,6%, сокращение затрат на производство и реализацию продукции – 16,7%, расширение ассортимента продукции – 16,2%, улучшение качества продукции – 15,3%, создание новых рынков сбыта продукции, привлечение новых потребителей – 15,0%,
Более 29% организаций оценили отсутствия денежных средств как основной или решающий фактор, сдерживающий использование глобальных информационных сетей.
Внедрение и использование информационных технологий сопровождается определенными затратами, которые в 2004 году составили 1018,3 млн.рублей. На приобретение вычислительной техники было использовано 678,5 млн.рублей (67% общего объема затрат на информационные технологии), на оплату услуг сторонних организаций и специалистов, связанных с информационными технологиями – 69,8 млн.рублей (6,9%), на оплату услуг электросвязи – 125,3 млн.руб. (12,3%), на приобретение программных средств – 104,9 млн.рублей (10,3%). На обучение сотрудников, связанное с развитием и использованием информационных технологий, было затрачено лишь 0,3% от общего объема затрат на информационные технологии.